Как обслуживается необслуживаемый аккумулятор

Последние 30-35 лет стали в области производства аккумуляторных батарей временем прогресса, технологии претерпели множество изменений и готовые устройства получили новые технические характеристики. К примеру, помимо сурьмянистых аккумуляторов автовладельцы могут купить гибридные модели, а также АКБ литиевые, AGM, железо-фосфатные, Ca/Ca, Gel, EFB. В ближайшем будущем запланирован выпуск графеновых батарей. Отрасль развивается и результатом этого процесса стало появление необслуживаемых источников питания. Рассмотрим, что представляет собой новое устройство и существует ли возможность его обслуживания.

Характеристики классической сурьмянистой АКБ

Основное отличие необслуживаемой батареи и устройства, легированного сурьмой - в первую не нужно доливать дистиллированную воду в процессе эксплуатации запчасти. Но это отнюдь не означает, что испарения кислоты при заряде не происходит. Просто производитель частично обслуживаемые источники питания оснащает пробками, а необслуживаемые - нет. Иными словами, открыть корпус новинки нельзя.

Кислотную рециркуляцию обеспечивает вмонтированная в крышку батареи специальная структура. Оседающий вследствие испарения электролит выпадает на стенки, после чего происходит его конденсация в жидкость. После возвращения обратно плотность среды в емкости восстанавливается и остается на прежнем уровне. Попробуем разобраться, так ли дело обстоит на практике.

В сурьмянистых АКБ чем больше производитель брал сурьмы для электродного легирования, тем быстрее происходило испарение жидкости. При этом объем сурьмы был изначально определен методом вычислений и составлял в процентном отношении к свинцу не больше 6%.

Необслуживаемая батарея: обзор параметров

Необслуживаемые АКБ относятся к аккумуляторам нового типа, легирование электродов в них выполняется с применением кальция. При этом легируется один или сразу пара электродов. Первый вариант - это гибридная батарея, многие изготовители устанавливают на них откручивающиеся пробки.

Источник питания, в котором оба электрода легированы - необслуживаемый. Технология изготовления основана на выпуске полностью герметичного корпуса, в котором поддерживается рабочий уровень газового давления. В связи с тем, что нет контакта с окружающей средой, минимизирован риск коррозии и логически следующее за ней разрушение контактов.

Обслуживаемого данной батареи возможно лишь посредством проведения диагностики и если выявляются неисправности, то источник питания подлежит замене. Часто автовладелец готов подлить воды, но технологические особенности корпуса не дают ему такой возможности. Но если нет пробки, это не означает невыполнимость процедуры в принципе.

Необслуживаемые аккумуляторы обладают своими достоинствами и недостатками. В них также испаряется электролит, просто не так быстро. На практике собственники авто сталкиваются с этой проблемой примерно через 4,5-5 лет после приобретения устройства. Данный срок считается нормативным для эксплуатации и при появлении сложностей с зарядом АКБ заменяется на новую.

Некоторые нюансы работы необслуживаемых батарей

Функционал необслуживаемых аккумуляторных батарей имеет свои особенности:

  • Когда устройство разряжается, на отрицательном электроде восстанавливается диоксид свинца, на положительном - данный металл окисляется;

  • Процедура заряда происходит в обратном направлении, т.е. восстановление диоксида свинца происходит на катоде;

  • Свинец вследствие окисления и последующего восстановления способствует длительному сохранению заряда энергии, но в чистом виде металл нестабилен и склонен к быстрому разрушению. Для снижения интенсивности электродного разрушения в сплав вводят сурьму, в необслуживаемые модели АКБ - кальций. В последнем случае добавление кальция возможно в 1 или сразу в 2 электрода;

  • Легированный металл играет роль катализатора, который провоцирует начало гидролиза. Реакция сильнее и интенсивнее протекает в классических батареях сурьмянистого типа, сопровождается расщеплением воды на кислород с водородом. Как следствие, объем жидкости постепенно сокращается.

Новые аккумуляторы оснащены специальным клапаном, выпускающим газ наружу при критическом давлении. При нормальных параметрах происходит аккумулирование и конденсация газа, обратно стекаемого в емкость. Пластины после добавления кальция приобретают необходимую прочность и стойкость к постоянным электрическим разрядкам. Испарение жидкости присутствует, но в меньших размерах.

Какие есть минусы у аккумуляторов необслуживаемого типа

Есть у АКБ, выпущенных изначально как необслуживаемые, ряд недостатков. Первый - быстрая емкостная потеря в случае длительного пребывания в разряженном виде. Если глубокие разряды повторятся более 2 циклов, батарея полностью утратит работоспособность как источник питания автомобиля. Кроме этого минуса, стоит отметить следующие моменты:

  1. Сложности с проверкой электролита - его плотности и объема, а ведь данный параметр красноречивее остальных показывает степень износа запчасти;

  2. Необслуживаемые аккумуляторы очень требовательны к стабильному электронапряжению, поступающему от заряда цепей.

Обслуживание необслуживаемых АКБ

Даже необслуживаемый аккумулятор для авто нуждается в регулярном уходе и контроле, чтобы не разрядился и долго в таком состоянии не находился. В рамках реализации данной программы актуальны следующие операции:

  • Плотность и уровень электролита проверяется встроенным индикатором. Модификации разных батарей допускают зелено-черный или зелено-красный цвет лампочек. Соответственно, если горит зеленым - все нормально, когда появляется цветная точка - уровень нормальный, но батарея требует заряда. Когда на черном фоне горит белая точка либо весь индикатор горит черным, сигнал sos - электролит упал ниже допустимого уровня;

  • Важно также контролировать напряжение, которое замеряют при заглушенном двигателе на клеммах. В норме значение должно составлять 12,5-12,9В. Необходимо выдержать временной интервал - в течение 3,5-4 час до снятия показаний не заряжать АКБ. После измеряют напряжение с включенным мотором, его минимальное значение должно быть 13,5В. Когда параметр не дотягивает до данного уровня, в автомобиле присутствует неисправность (не всегда связанная с аккумулятором);

  • Контроль работы такой запчасти, как нагрузочная вилка с мощным сопротивлением не более 1 Ом, на короткий миг подключаемой к батарейным зажимам. На протяжении 5 сек работы под нагрузкой проседание напряжения не должно составлять менее 10,2В. При опускании ниже 10В восстановление аккумулятора возможно низкими токами либо переплюсовкой, после чего на протяжении долгого времени показан малый ток.

Важно: при значении напряжения не выше 9В на нагрузочной вилке аккумуляторная батарея нуждается в замене, ее не восстановить.

Частые контрольные манипуляции с напряжением способны обнаружить неисправности с зарядкой и проблемы в бортовой энергосети. Если поломку своевременно устранить, можно сильно продлить срок полезного использования необслуживаемого аккумулятора.


Артур Жуликов

Специалист по обслуживаниею, диагностике и ремонту аккумуляторных батарей компании «CarAkb»

Возврат к списку