Как зарядить автомобильный аккумулятор в домашних условиях?

Зарядка автомобильного аккумулятора - важный процесс, который не стоит забывать. Ведь если не обращать внимание на состояние батареи, то можно нанести серьезный вред её работе.

Выбираем зарядное устройство или подготовка к зарядке АКБ

Один из важных этапов подготовки к восстановлению заряда автомобильного аккумулятора - правильный выбор зарядного устройства. Самодельные аппараты без автоматического отключения и контроля тока здесь не подойдут. Современные батареи, хоть и более эффективные, но более чувствительны к неблагоприятным процессам, включая перезарядку. Старые свинцово-кислотные источники можно было долить или заменить электролит, а новые кальциевые и AGM лишены такой возможности. Напряжение гидролиза в них больше, но при малейшем его увеличении батарею можно смело списать.

С учетом разнообразия аккумуляторов, лучше всего купить автоматическое универсальное устройство с изменяемыми режимами и выходным напряжением. Также желательно наличие контроля тока, чтобы при достижении номинальной емкости аппарат автоматически отключался от сети. На рынке есть много устройств разного типа. При выборе смотрите на максимальный выдаваемый ток. Он должен быть не менее 15 А.

Подготовительные мероприятия

Если ваш автомобильный аккумулятор сел и вам нужно его зарядить, то в первую очередь нужно решить, где это будет происходить - на машине или в помещении. Чтобы аккумулятор быстрее восстановил заряд, лучше заряжать его в теплом помещении с температурой не ниже +15 градусов, но в таком случае придется столкнуться со сбросом сохраненных настроек магнитолы, климат-контроля и кондиционера. Если на улице морозно, то зарядка в таких условиях крайне критична для аккумулятора, поэтому лучше снять его и занести в отапливаемое помещение. Восстановление заряда может занять до 30 часов, в зависимости от состояния источника питания. Если пластины аккумулятора покрыты сульфатом, то время зарядки может значительно увеличиться, а восстановление емкости производится небольшим током.

Не стоит бояться испарения во время зарядки аккумулятора. Современные модели не обладают такой способностью, поэтому можно спокойно заряжать аккумулятор в теплом помещении без каких-либо опасений. Однако старые кислотные АКБ должны заряжаться в проветриваемом помещении, и обязательно нужно открыть крышки для свободного выхода газа.

Важно помнить, что не следует заряжать аккумулятор на морозе или сразу после мороза, так как слишком низкие температуры могут повредить его пластины. Перед зарядкой аккумулятора лучше его отогреть до комнатной температуры, а только потом подключать к источнику питания.

Выбор зарядного тока

Чтобы правильно зарядить автомобильный аккумулятор, необходимо разобраться в его разновидностях. Есть батареи с жидким электролитом, абсорбером и гелем, и каждая из них имеет свой номинальный ток. При зарядке напряжение должно оставаться на одном уровне, примерно 14,5 В для современных батарей. Некоторые автолюбители сталкивались с проблемами работы новых аккумуляторов, которые выходили из строя всего через 1-2 года. Причиной часто оказывается недостаточное зарядное напряжение батареи, которую нужно периодически заряжать от сетевого аппарата.

Зарядные токи для разных типов батарей имеют свои предельные значения. Для батарей с жидким электролитом, таких как малосурьмянистые, гибридные и кальциевые, максимальный зарядный ток не должен превышать 10% от номинальной емкости. В батареях с абсорбером значение тока не должно превышать 20% от емкости, а для гелевых АКБ — 25%. Если хотите сохранить свой аккумулятор в хорошем состоянии, заряжайте его на минимальной величине тока. Этот процесс займет больше времени, но гарантированно вернет утраченный заряд.

Давайте рассмотрим пример зарядки автомобильного аккумулятора емкостью 60 А/ч. Если это сурьмянистая или кальциевая батарея, максимальный зарядный ток не должен превышать 6 А. Для батарей AGM ток не должен превышать 12 А, а для гелевых — 15 А. Исходя из этих цифр, можно определить, за какое время зарядится та или иная батарея.

Многие производители зарядных устройств предлагают режим быстрой зарядки, который заключается в выдаче большого тока. Однако такие режимы могут привести к поломке аккумулятора. Следуйте рекомендациям производителя и не допускайте перегрузок. Максимальный зарядный ток зависит от параметров самой батареи, в частности, ее внутреннего сопротивления.

Современные зарядные устройства способны работать в двух режимах: ускоренном и обычном. Важно помнить, что зарядка - это процесс восстановления аккумуляторной батареи. В процессе зарядки происходит разрушение сульфата свинца на пластинах, и электроды восстанавливаются, а серная кислота возвращается в свой первоначальный состав. Для правильного протекания процесса необходимо подавать остаточный ток. Если ток слишком большой, электролит начинает закипать, и сульфат не успевает раствориться. Химический процесс не может быть нарушен, поэтому лучше подождать вдвое дольше, но затем использовать полностью заряженный аккумулятор, чем тратить деньги на новый. Важно помнить, что забота о своих устройствах - это забота о себе, и правильное зарядное устройство поможет продлить жизнь вашему аккумулятору.

Советы по зарядке АКБ

Чтобы АКБ работала долго и без сбоев, нужно уметь правильно ее эксплуатировать. Сегодня мы хотим поделиться несколькими полезными советами.

Первое правило: устанавливайте ток зарядки в два раза меньше, чем рекомендовано. Таким образом, батарея будет гарантированно восстановлена, а сульфат свинца, который образуется на пластинах, будет растворен. При каждом заряде увеличивайте время зарядки и снижайте величину тока.

Второе правило: в зимнее время подключать зарядное устройство нужно, когда заряд АКБ достигнет 25%, а летом – при половинном запасе энергии.

И, наконец, третье правило: никогда не оставляйте зарядное устройство без присмотра! Оно может нагреться в процессе работы и стать причиной возгорания. Если вы все-таки оставляете его, убедитесь, что помещение хорошо проветривается и находится ближе к выходу.

Возможные проблемы

Даже в простых вещах, как зарядка автомобильного аккумулятора, могут случаться ошибки. Особенно часто с ними сталкиваются новички. Но не стоит паниковать, ведь проблемы решаемы.

Например, если при подключении клемм к амперметру вы заметили короткое замыкание или зашкаливание показаний, скорее всего, была перепутана полярность. Не спешите паниковать и считать, что все пропало. Просто подключите выводы правильно и продолжайте зарядку.

Еще одной проблемой может стать загрязнение пластин аккумулятора сульфатом свинца. В этом случае, даже при подключении зарядного устройства, источник будет потреблять мало тока из-за большого внутреннего сопротивления. Но не отчаивайтесь, такую проблему можно решить. Небольшим током и длительной зарядкой можно удалить существенный слой сульфата и вернуть аккумулятору работоспособность.

Но бывают случаи, когда аккумулятор уже нельзя восстановить и он требует замены. Если он не держит заряд и имеет большой саморазряд, то, скорее всего, безнадежно испорчен. В этом случае можно попробовать залить новый электролит или добавить воду, если есть пробки.

Однако, не стоит забывать, что правильная зарядка может продлить срок жизни аккумулятора. Поэтому следуйте всем условиям и рекомендациям по зарядке. Если у вас еще нет зарядного устройства, обязательно приобретите его, чтобы не столкнуться с подобными проблемами в будущем.


Возврат к списку