Срок эксплуатации АКБ для авто

Выбирая аккумулятор на машину, многие собственники хотят купить более долговечное устройство с отличными параметрами емкости и тока. Старые модели, лишенные многочисленных электроприборов в салоне, потребляют меньше электричества и отлично работают от классического свинцово-кислотного накопителя не менее 6-ти лет. Более совершенные модификации автомобилей требуют большей емкости АКБ, поэтому средняя продолжительность их эксплуатации исчисляется 4 годами. Рассмотрим, как отличается эксплуатационный резерв аккумуляторов, изготовленных по различным технологиям.

Зависимость срока службы АКБ от их типа

На практике срок «жизни» аккумуляторной батареи зависит от нескольких факторов. Знание этих воздействующих на потенциал накопителей условий, производителям удается немного увеличивать длительность эксплуатации. Но, как и многие другие, запчасти автомобиля АКБ изнашиваются и в конечном итоге требуют замены.

Первый тип - сурьмянистые батареи

Эти аккумуляторы - «классика жанра». Они содержат внутри жидкий электролит, электроды с сурьмянистым легированием. Процент содержания сурьмы - не менее 6%. Это вещество повышает прочность пластин, но во время химической реакции после активации двигателя участвует в гидролизе - причине испарения паров. Основных недостатков у кислотно-щелочных АКБ несколько:

  • Жидкий электролит из смеси серной кислоты и дистиллята при низких температурах окружающей среды имеет свойство замерзания. При испарении часть воды теряется, при замораживании тоже. Чем меньше в составе электролита водного компонента, тем пагубнее кислота влияет на электроды. Для сокращения негативного воздействия реакции сульфатации на пластины электролит необходимо время от времени восполнять до нужного объема;

  • Воздействие высокого напряжения при зарядке от внешнего источника питания. Если данный параметр на клеммах превысит 14В, аккумулятор начнет закипать. Эта реакция приближает батарею к завершающему этапу ее эксплуатации просто бешеными темпами;

  • Все аккумуляторы сурьмянистого типа необходимо время от времени контролировать на предмет достаточной плотности содержимого. Для максимально долгого функционирования электродных пластин нельзя допускать изменения химического состава электролита и сильных вибраций при движении авто.

Вывод: сурьмянистые АКБ служат не более 5-х лет, при отсутствии необходимых процедур по обслуживанию источника питания этот срок редко превышает 3 года.

Второй тип - малосурьмянистые АКБ

Срок эксплуатации этих батарей немного больше, нежели у их предшественниц. Электроды легированы 5%-ной сурьмой, снижение уровня этого вещества продиктовано стремлением снизить потери воды при гидролизе. АКБ обслуживаемого типа, устойчивы к перепадам напряжения при подзарядке от генератора. По причине уменьшенной потери дистиллята аккумуляторы этого типа имеют меньший заряд по сравнению с сурьмянистыми предшественниками.

Оптимальными машинами для установки малосурьмянистых АКБ являются авто с минимальным набором бортовой электроники. Эти источники питания самые бюджетные по цене на рынке сегодня.

Гибридные накопители энергии

В АКБ данного вида устанавливается отрицательно заряженная пластина, легированная кальцием. Вторая пластина покрыта сурьмой. Попытки улучшить технические параметры источника питания позволили понизить саморазряд аккумулятора и повысить величину отдаваемых токов. в таком аккумуляторе соединились технико-эксплуатационные свойства малосурьмянистых и кальциевых батарей.

Оснащение гибридных АКБ делает возможным их обслуживание. Подходят такие устройства для машин среднего класса, цена соответствует набору возможностей. Средняя продолжительность эксплуатации гибридных аккумуляторов - от 5-ти лет. Аккумуляторы этого типа маркируются Ca/Sb либо Ca+.

Плюсы кальциевых батарей

Легирование электродов кальцием продлевает срок их работы, а также исключает испарение дистиллированной воды и падение напряжения. Маркируются аккумуляторы этой группы как Ca/Ca или «кальций-кальций». АКБ необслуживаемые, т.е. их не надо доливать и проверять на плотность электролита. По сравнению с сурьмянистым предшественником кальциевый аккумулятор разряжается без нагрузки на 70% медленнее.

Чтобы понизить внутреннее сопротивление в состав электродов вводится серебро, но стоимость устройств сразу возрастает. Кальциевые батареи чувствительны к глубокому разряду, буквально 2 или 3 подобные цикла могут полностью истощить эксплуатационный потенциал накопителя энергии. Чтобы полноценно использовать этот источник питания, понадобятся стабилизаторы в сети авто и системы, предотвращающие глубокую разрядку.

Если все условия эксплуатации соблюдаются, срок службы довольно высокий. В среднем кальциевые батареи работают от 6 до 7 лет, не требуя специального обслуживания в течение этого срока.

Гелевые аккумуляторы

Батареи с электролитом, имеющим консистенцию геля - более совершенные модели источников питания авто. Их срок эксплуатации превышает описанные выше кальциевые АКБ. Постоянный контакт электролита и пластин в любом положении аккумуляторного корпуса - отличительная черта этих аккумуляторов. Данная способность обеспечивает стабильный ток при любом угле наклона.

В гелевом аккумуляторе в гораздо более скромной форме протекает реакция сульфатации, исключен риск короткого замыкания. Пластины не надо контролировать на предмет погружения в рабочий раствор. Гелевые устройства обладают низким саморазрядом, что обуславливает их многолетнее хранение без значительной утраты рабочей емкости.

Монтаж АКБ гелевого типа рекомендуется на авто, напряжение бортовых сетей которых не превышает значение в 13 Вольт. Иными словами, на все модели с дополнительными стабилизирующими модулями. Если такие стабилизаторы отсутствуют, напряжение в 14В становится фактором, разрушающим устройство.

EFB-батареи

Аккумуляторы, изготовленные по технологии EFB - промежуточный вариант между классикой и новыми AGM-устройствами. Применение индивидуальных конвертов, в которых размещены пластины и жидкий электролит - ключевые технологические особенности накопителей. Такие АКБ отлично работают на транспортных средствах с функцией Старт-Стоп, но поддержка рекуперации в момент торможения отсутствует.

Температурный диапазон работы батареи - от -50°С до +60°С. Восстанавливают емкость даже после 100%-ного разряда. Значительное количество циклов «заряд/разряд» - гарантия стабильного функционирования в течение 6-7 лет.

AGM-аккумуляторы

Батареи данного типа считаются самыми последними разработками в мире аккумуляторных устройств. Электролит находится внутри корпуса в матах, которые производят из стекловолоконного сырья. Контакт с пластинами - максимальный при любом положении АКБ.

В состав электролита введен кремний, поэтому эксплуатационный ресурс и электротехнические параметры батареи схожи с моделями гелевого типа.

Возврат к списку