Диагностика аккумулятора автомобиля

Особенности диагностики аккумуляторной батареи автомобиля

Любой источник питания для авто независимо от его конструктивных особенностей и наполнения (абсорбер, жидкий электролит или гель) имеет несложное внутреннее устройство. В основном корпусе размещены банки (их шесть), оснащенные парой электродных решеток с выходящими наружу токовыми выводами. В старых и классических жидкостных АКБ есть колпачки, которые откручиваются для долива воды и визуального косвенного контроля состояния батареи. Новые модели аккумуляторов лишены таких колпачков. При этом центр диагностики - это встроенный в крышку индикатор, но присутствует он не на всех устройствах.

Анализ технических характеристик

Чтобы выполнить диагностику аккумуляторной батареи, существует несколько методов. Специалисты техцентров используют их в комплексе, так удается получить более объективный и достоверный результат.

Суть анализа - определение фактических параметров АКБ и сравнение их с данными, указанными в паспорте к источнику питания. При отклонении более, чем на 30% принято говорить о необходимости замены аккумулятора.

Важно: на каждом авто срок полного истощения батареи разный, он зависит от разных факторов и в первую очередь - от первоначальных технико-эксплуатационных характеристик устройства.

Диагностические методики

Зная основные технические параметры автомобиля, можно переходить к способам диагностики его работоспособности. Все существующие методики делятся на 3 группы:

  1. Визуальные осмотры;

  2. Анализ объема жидкостей;

  3. Измерительные процедуры с помощью приборов.

Рассмотрим каждый из способов более подробно.

Проведение визуального осмотра

Первый - это осмотр аккумулятора визуально, так начинает диагностику любой мастер. Интенсивная эксплуатация и перепады температуры могут привести к образованию трещины на корпусе АКБ, рядом с контактом отслаивается пластик и это может привести к прогоранию электрода.

Оптимальный результат визуального обследования источника питания - отсутствие любых дефектов на корпусе, сухие колпачки и лампочка-индикатор заряда горит зеленым светом. Вообще данная лампочка может выдавать следующие результаты:

  • Зеленый - сигнал о достаточном (более 80%) заряде аккумулятора, плотности свыше 1,25 г/куб. см;

  • Красный и белая точка - необходим заряд, плотность - 1,23 г/куб. см;

  • Белый - недостаток электролита в АКБ.

Устройство индикатора аккумулятора довольно простое - под стеклом располагается прозрачный светодиод, прикрывающий специальный держатель с 2 шариками (красный, зеленый) из специального материала. При опускании шариков вниз автовладелец может диагностировать низкий заряд источника питания. Причина явления - водный гидролиз, превращение молекул воды в парообразное состояние. Улетучивание этих паров через клапан приводит к уменьшению объема содержимого АКБ. Новые модели аккумуляторов оснащены лабиринтной системой в крышке, пар конденсируется и возвращается обратно.

Приборная диагностика

Для технической проверки аккумуляторной батареи в машине применяют электронные и физические измерительные приборы. Последние - это денсиметры или ареометры, представляющие из себя колбу интересной конструкции - груша и шкала. Для проведения замеров нужна температура воздуха выше +25°С. В разных климатических зонах будет свой показатель плотности. Для южных регионов, например, оптимальное значение варьирует в диапазоне от 1,22 до 1,24 г/куб. см.

К категории электронных приборов можно отнести нагрузочную вилку, силовой амперметр и мультиметр. Нагрузочную вилку используют, чтобы измерить фактический ток в АКБ, этот способ очень надежный и дает объективный результат. Прибор подключается к токовым выводам батареи и стартует измерительный цикл. Важно не передержать вилку, подключенную к батарее - токи высокие, могут оплавиться провода, и устройство перестанет работать вообще.

Нагрузочная вилка в наиболее простом исполнении оснащена вольтметром и внутренним высоким сопротивлением. Можно использовать для измерения напряжения в состоянии покоя батареи и под нагрузкой. Чтобы получить максимально точные результаты, специалисты рекомендуют придерживаться ряда правил:

  1. Аккумулятор ставят на полную зарядку на срок не менее 10 часов;

  2. Далее выжидают 12 часов простоя с момента отключения зарядного устройства;

  3. Воздух должен быть выше +10°С;

  4. Производят кратковременные измерения, потому как в цепи при нагрузке проходит ток до 100А.

Напряжение без нагрузки должно составлять от 12,6 до 12,9В, это соответствует 100%-ному заряду источника питания. Под нагрузкой показатель должен быть выше 10,2В. При получении результата в 9В можно констатировать - батарея разряжена на 50%.

Стоит нагрузочная вилка дорого, поэтому на практике ее часто заменяют простым мультиметром. Необходим шунт с сопротивлением 0,24Ом/50А или 0,48Ом/100А. к нему подключают приборные щупы и оба этих устройства подключают к клеммам аккумулятора. При получении невысокого напряжения при измерении необходима более тщательная диагностика или замена АКБ на новую.

Важно: диагностика аккумуляторной батареи в автосервисах невысокая, поэтому многое автовладельцы предпочитают обращаться к профессионалам. Ведь самостоятельные измерения могут иметь определенные погрешности из-за нарушения технологии или отсутствия специальных знаний.


Возврат к списку