К чему приводит использование АКБ неправильной мощности
Теория и практика
Существует множество факторов, которые влияют на восстановление заряда аккумулятора и не позволяют батарее полностью вернуть рабочие параметры. Почти всегда небольшая порция заряда остается невосполненной. Со временем эта порция становится больше и больше, а батарея вырабатывает свой ресурс раньше установленного производителем срока.
Чтобы заряд восстанавливался полностью, необходимо соблюдать ряд правил:
-
Температура окружающей среды должна находится на средних значениях.
-
Расход заряда должен быть равномерным и постоянным.
-
Цепь зарядки в автомобиле не должна иметь неисправностей.
-
Аккумулятор не изношен, заряд в пластинах накапливается равномерно.
Соблюсти в реальности все эти условия практически невозможно. Температура окружающей среды всегда разная, летом она поднимается до +30 градусов и даже выше, а зимой опускается ниже нуля, иногда до таких же значений. Как и любой другой химический элемент питания, аккумулятор со временем подвергается деградации. Внутри него протекают необратимые химические реакции, решетки разрушаются. То же касается и системы заряда аккумуляторной батареи. В генераторе по мере эксплуатации изнашиваются токосъемные кольца, подшипники и щетки, в полупроводниках пробивает p-n переходы.
Проблемы с дополнительным оборудованием
Кроме ряда факторов, которые отрицательно сказываются на емкости аккумулятора, на работу батареи также влияет наличие в автомобиле дополнительного оборудования. Многие водители предпочитают штатной автомагнитоле установку мощной акустической системы. Такая системы требует большого количества энергии, так же как и дополнительная оптика или установленный на крыше автомобиля прожектор. Для всего этого потребуется больше электроэнергии, поэтому водители задаются вопросом: можно ли поставить на автомобиль аккумулятор с более высокой емкостью?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Чтобы ответить на него, придется изучить паспорт на автомобиль и характеристики генератора. Но даже если сеть позволяет установки более мощной батареи, это не значит, что поставить новую АКБ обязательно получится.
Штатное пространство под аккумулятор
Еще одно препятствие на пути водителя при установке аккумулятора с повышенной емкостью – это размеры штатного пространства под АКБ. Производители обычно предусматривают наличие небольшого запаса, чтобы на машину можно было поставить батарею крупнее штатной. Но этот запас не превышает 1 сантиметр по ширине и 1,5 сантиметра по длине.
Увеличение размеров батареи в таких пределах может добавить от 3 до 5 ампер-часов емкости. Это позволяет получить ряд преимуществ, в том числе возможность слушать музыку с мощной аудиосистемы, использовать мощное осветительное оборудование или подключать в бортовой сети какие-либо сторонние устройства через переходник.
Восстановление заряда
Если расход аккумулятора во время остановки увеличивается, то для его восстановления нужно увеличить и дальность поездок на максимальной скорости. Чем дольше будет работать генератор, тем больше энергии он вернет в аккумулятор, и при долгой поездке батарея успеет полностью зарядиться. При необходимости можно просто подержать автомобиль на холостых оборотах около 2 тыс. в минуту.
Обычно для одного-двух пусков двигателя в зимнее время требуется 1-2 часа езды на максимальной скорости. Поэтому, если вы тратите больше энергии аккумулятора на работу дополнительного оборудования, то за первые два часа генератор восстановит только тот заряд, который вы потратили на холодный пуск двигателя. И только после этого можно будет восстанавливать энергию, затраченную на прослушивание музыки или освещение дороги.
Установка АКБ с меньшей емкостью
Если поставить на автомобиль аккумулятор с меньшей мощностью, чем у штатного устройства, то он разрядится быстрее, но и восстанавливать заряд будет с такой же скоростью. У классических сурьмянистых аккумуляторов нормальный ток заряда составляет 10% от емкости. Соответственно, для аккумулятора с емкостью в 50 ампер-часов в холостом режиме на 11 вольтах потребуется около 10 часов. При емкости в 60 ампер-часов срок восстановления заряда увеличивается до 12 часов.
В этом случае важно иметь в виду количество циклов заряда и разряда, которые может перенести аккумулятор. Имеются в виду именно полные режимы, если аккумулятор полностью разрядился, но вы поставили его на зарядку и восстановили емкость. Это только один цикл. Но если аккумулятор стоял на зарядке пару часов, цикл полностью не выполнен. Для полного восстановления батарея должна стоять на зарядке не меньше 8 часов.
Количество циклов, которые выдерживает каждая батарея, зависят от уровня заряда и от типа самого аккумулятора. Если на клеммах напряжение меньше 11 вольт, это состояние считается полным разрядом.
В таком случае количество циклов будет следующим:
-
Для сурьмянистых АКБ – не более 250.
-
Кальциевые – 300.
-
AGM-аккумуляторы – до 400.
-
Гелевые – не больше 500.
-
Аккумуляторы по технологии Li-pol – до 1 тысячи.
Как продлить срок службы аккумулятора с большой емкостью
Если вы устанавливаете аккумулятор с повышенной емкостью, но сохраняете прежнее число поездок и их продолжительность, то генератор будет передавать на АКБ то же количество энергии. Как емкость батареи больше, процент разряда будет меньшим. В результате увеличится срок службы аккумулятора.
Если потребление увеличилось, но АКБ недополучает заряд, то недостающая часть может оказаться недоступной. Пластины будут засоряться и емкость батареи со временем снизится. Уже через год у вас будет аккумулятор с такой же емкостью, что была у штатного.
Если вы поставили на автомобиль аккумулятор с большей емкостью и увеличили расход энергии, то ток зарядки тоже увеличивается. С пяти ампер он может вырасти до шести. Увеличивается нагрузка на генератор и реле стабилизатора, но при использовании качественных комплектующих это не помешает их нормальной работе.
К чему приводит использование АКБ неправильной мощности
Производители чаще всего устанавливают на автомобили аккумуляторы с максимально допустимой для этой модели емкостью. Параметры батареи точно определяют на основе требований для нормального запуска и работы двигателя. При этом генератор должен полностью восстанавливать заряд батареи, потраченный на холодный пуск двигателя. Для этого достаточно совершить поездку на пять-десять километров – именно столько в среднем проезжает человек по пути на работу. После запуска двигателя батарея немного просаживается, и за время пути она должна полностью восстановиться. В теории все устроено именно так, но на практике ситуация может быть иной.
Теория и практика
Существует множество факторов, которые влияют на восстановление заряда аккумулятора и не позволяют батарее полностью вернуть рабочие параметры. Почти всегда небольшая порция заряда остается невосполненной. Со временем эта порция становится больше и больше, а батарея вырабатывает свой ресурс раньше установленного производителем срока.
Чтобы заряд восстанавливался полностью, необходимо соблюдать ряд правил:
Температура окружающей среды должна находится на средних значениях.
Расход заряда должен быть равномерным и постоянным.
Цепь зарядки в автомобиле не должна иметь неисправностей.
Аккумулятор не изношен, заряд в пластинах накапливается равномерно.
Соблюсти в реальности все эти условия практически невозможно. Температура окружающей среды всегда разная, летом она поднимается до +30 градусов и даже выше, а зимой опускается ниже нуля, иногда до таких же значений. Как и любой другой химический элемент питания, аккумулятор со временем подвергается деградации. Внутри него протекают необратимые химические реакции, решетки разрушаются. То же касается и системы заряда аккумуляторной батареи. В генераторе по мере эксплуатации изнашиваются токосъемные кольца, подшипники и щетки, в полупроводниках пробивает p-n переходы.
Проблемы с дополнительным оборудованием
Кроме ряда факторов, которые отрицательно сказываются на емкости аккумулятора, на работу батареи также влияет наличие в автомобиле дополнительного оборудования. Многие водители предпочитают штатной автомагнитоле установку мощной акустической системы. Такая системы требует большого количества энергии, так же как и дополнительная оптика или установленный на крыше автомобиля прожектор. Для всего этого потребуется больше электроэнергии, поэтому водители задаются вопросом: можно ли поставить на автомобиль аккумулятор с более высокой емкостью?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Чтобы ответить на него, придется изучить паспорт на автомобиль и характеристики генератора. Но даже если сеть позволяет установки более мощной батареи, это не значит, что поставить новую АКБ обязательно получится.
Штатное пространство под аккумулятор
Еще одно препятствие на пути водителя при установке аккумулятора с повышенной емкостью – это размеры штатного пространства под АКБ. Производители обычно предусматривают наличие небольшого запаса, чтобы на машину можно было поставить батарею крупнее штатной. Но этот запас не превышает 1 сантиметр по ширине и 1,5 сантиметра по длине.
Увеличение размеров батареи в таких пределах может добавить от 3 до 5 ампер-часов емкости. Это позволяет получить ряд преимуществ, в том числе возможность слушать музыку с мощной аудиосистемы, использовать мощное осветительное оборудование или подключать в бортовой сети какие-либо сторонние устройства через переходник.
Восстановление заряда
Если расход аккумулятора во время остановки увеличивается, то для его восстановления нужно увеличить и дальность поездок на максимальной скорости. Чем дольше будет работать генератор, тем больше энергии он вернет в аккумулятор, и при долгой поездке батарея успеет полностью зарядиться. При необходимости можно просто подержать автомобиль на холостых оборотах около 2 тыс. в минуту.
Обычно для одного-двух пусков двигателя в зимнее время требуется 1-2 часа езды на максимальной скорости. Поэтому, если вы тратите больше энергии аккумулятора на работу дополнительного оборудования, то за первые два часа генератор восстановит только тот заряд, который вы потратили на холодный пуск двигателя. И только после этого можно будет восстанавливать энергию, затраченную на прослушивание музыки или освещение дороги.
Установка АКБ с меньшей емкостью
Если поставить на автомобиль аккумулятор с меньшей мощностью, чем у штатного устройства, то он разрядится быстрее, но и восстанавливать заряд будет с такой же скоростью. У классических сурьмянистых аккумуляторов нормальный ток заряда составляет 10% от емкости. Соответственно, для аккумулятора с емкостью в 50 ампер-часов в холостом режиме на 11 вольтах потребуется около 10 часов. При емкости в 60 ампер-часов срок восстановления заряда увеличивается до 12 часов.
В этом случае важно иметь в виду количество циклов заряда и разряда, которые может перенести аккумулятор. Имеются в виду именно полные режимы, если аккумулятор полностью разрядился, но вы поставили его на зарядку и восстановили емкость. Это только один цикл. Но если аккумулятор стоял на зарядке пару часов, цикл полностью не выполнен. Для полного восстановления батарея должна стоять на зарядке не меньше 8 часов.
Количество циклов, которые выдерживает каждая батарея, зависят от уровня заряда и от типа самого аккумулятора. Если на клеммах напряжение меньше 11 вольт, это состояние считается полным разрядом.
В таком случае количество циклов будет следующим:
Для сурьмянистых АКБ – не более 250.
Кальциевые – 300.
AGM-аккумуляторы – до 400.
Гелевые – не больше 500.
Аккумуляторы по технологии Li-pol – до 1 тысячи.
Как продлить срок службы аккумулятора с большой емкостью
Если вы устанавливаете аккумулятор с повышенной емкостью, но сохраняете прежнее число поездок и их продолжительность, то генератор будет передавать на АКБ то же количество энергии. Как как емкость батареи больше, процент разряда будет меньшим. В результате увеличится срок службы аккумулятора.
Если потребление увеличилось, но АКБ недополучает заряд, то недостающая часть может оказаться недоступной. Пластины будут засоряться и емкость батареи со временем снизится. Уже через год у вас будет аккумулятор с такой же емкостью, что была у штатного.
Если вы поставили на автомобиль аккумулятор с большей емкостью и увеличили расход энергии, то ток зарядки тоже увеличивается. С пяти ампер он может вырасти до шести. Увеличивается нагрузка на генератор и реле стабилизатора, но при использовании качественных комплектующих это не помешает их нормальной работе.
Артур Жуликов
Специалист по обслуживаниею, диагностике и ремонту аккумуляторных батарей компании «CarAkb»