Как понять, что аккумулятор в автомобиле пора менять

Аккумулятор автомобиля не может вернуть все, что потратил, в идеальном случае – да, но на практике это не работает. Состав электродных решеток, химические процессы, непостоянство потребления и даже свинцовый сплав – все это ведет к постепенному износу батареи. В итоге, когда он уже не в состоянии дать все токи и заряды, которые нужны, он просто выходит из строя. Производитель указал срок его службы, но это не значит, что он будет работать так долго. Вы все еще можете попробовать продлить жизнь своей батарее, но, как и со всем в этом мире, никто не может быть идеальным и вечным.

Аккумуляторы - это не вечные источники энергии. Каждый производитель гарантирует определенный срок жизни своих батарей, но на практике все может быть совсем не так.

Например, малосурьмянистые аккумуляторы могут работать всего 3-4 года, а в лучшем случае - 5 лет. Не очень много, но что делать, если у вас именно такой аккумулятор? Лучше купить новый, чем рассчитывать на чудо.

Гибридные и кальциевые аккумуляторы прослужат дольше - от 4 до 7 лет. Но опять же, это не точные цифры, и ваш аккумулятор может сломаться раньше.

Если вы хотите батарею, которая будет работать максимально долго, выбирайте AGM или GEL. AGM смогут протянуть до 8 лет, а GEL - до 10, а то и до 12 лет! Вот это уже интересно!

В аккумуляторах GEL вместо жидкого электролита используется густая желеобразная масса. Так что если у вас GEL-аккумулятор, не стоит беспокоиться о разрушении активной намазки на решетках. Зато есть риск коррозии электродов в свинцовой среде, но надеяться на лучшее всегда можно.

Так что помните, что аккумулятор - это не бессмертный источник энергии, но с правильным выбором вы можете продлить его жизнь и не попасть в неловкую ситуацию.

Ну, что ж, давайте поговорим, о причинах сокращения срока службы автомобильных аккумуляторов.

Все мы знаем, что автомобильные аккумуляторы должны служить долго и верно, но иногда они решают по-своему. Ну, как же им не решать, если у нас есть целых четыре причины, которые могут его сократить.

  1. Во-первых, необходимо соблюдать правила эксплуатации. Не ставьте кальциевую батарею на старый автомобиль, у которого сильные перепады в бортовой сети. И, кстати, гибридные и малосурьмянистые аккумуляторы так же не советуются для использования на водном транспорте. Вот и получается, что нарушение правил эксплуатации может сократить срок службы вдвое. Ну что ж, хоть какой-то мотивационный фактор для следования инструкции.

  2. Во-вторых, не забывайте о заряде. Никто не любит оставаться без энергии, даже аккумуляторы. Если они постоянно работают на грани разряда, то их емкость будет быстро уменьшаться. Если бы мы знали, когда они устают, можно было бы сделать им перерыв и подарить немного отдыха. Но, к сожалению, аккумуляторы не любят ленивых, и если не зарядить их вовремя, то они начинают формировать сульфат свинца и превращаться в безжизненный кусок металла.

  3. Третья причина - перегрузка. Аккумуляторам это совсем не в радость. Их циклы заряд/разряд такие чувствительные, что даже одна перегрузка может привести к серьезным проблемам. Как бы мы сами себя чувствовали, если бы нас постоянно перегружали и заряжали?

  4. Четвертая причина. Низкое качество батарей может привести к неприятным последствиям. Но проверить качество сразу после изготовления батареи невозможно, хотя бы потому что она еще не успела пройти через все испытания жизни. Так что надейтесь на лучшее и ждите, когда ваш аккумулятор решит "самостоятельно" сообщить вам о проблемах. Обычно это происходит ближе к концу теоретического срока службы, когда напряжение падает до 10,5 В или даже ниже. Это, как правило, означает, что где-то есть короткое замыкание в одной из банок. Интересно, что такое возможно только в малосурьмянистых АКБ, так как остальные используют улучшенные сепараторы.

То, что автомобиль не хочет заводиться, может происходить от множества причин. Но если дело в аккумуляторе, то вот признака того, что АКБ на «пенсии»:

Стартер крутит, но ничего не происходит. Что делать? Не спеши паниковать! Произведи небольшую диагностику. Измерь ток утечки, а потом проверь напряжение при работе двигателя. Если все в порядке, но автомобиль все равно не хочет заводиться, то, возможно, АКБ на «пенсии».

Батарея не заряжается и не хочет прокрутить маховик стартера. Если пластины покрыты сульфатом и АКБ пробыл в таком состоянии достаточно долго, то восстановить его будет крайне сложно. Это наблюдается у многих автолюбителей, которые зимой не эксплуатируют автомобиль. Если заметили, что АКБ уже не тот, что прежде, то, возможно, его пора отправлять на заслуженный отдых.

Конечно, самый очевидный признак износа АКБ - это просто конец паспортного срока службы. Если АКБ уже на «пенсии» и прожил свое, то даже если попытаться восстановить его, это будет бесполезно. Лучше разобрать его на запчасти и купить новый. В конце концов, это безопасность на дороге - не стоит экономить на таких вещах!

Частое закипание при зарядке - это настоящий кошмар для аккумулятора. Но не переживайте, пока он еще набирает заряд, он держится себя в руках и не допускает перегрева. Но если вы его продолжите насиловать и не отключите ЗУ, то у вас неизбежно произойдет закипание, и все пластины будут разрушены. Ну что ж, не так уж и страшно, нужно просто поменять батарею.

Если аккумулятор быстро разряжается, возможно, у него образовался слой сульфата, который уменьшил площадь контакта пластин. Как и у человека, это приводит к проблемам со здоровьем, а именно - быстрому разряду. И восстановить утраченную емкость крайне сложно.

Вздутие корпуса аккумулятора - это уже серьезная проблема. Он может быть из прочного материала, но при возникновении внутреннего избыточного давления способен раздуваться. Недостаточность контакта пластин приводит к засорению канала для отвода излишек газа. И как мы знаем, в каждой батарее есть такой канал для поддержания внутреннего давления на нормальном уровне.

Наконец, течь кислоты в зоне выхода токосъемных клемм - это уже настоящая катастрофа. Она не только наносит вред самому аккумулятору, но и окисляет свинцовый вывод зеленого и белого цветов в виде мохнатых хлопьев. Устранить течь никаким клеем не возможно, и проблема будут повторяться снова и снова.

Вот вы хотите заменить АКБ, но не уверены, нужно ли это делать?

Есть несколько способов проверки состояния вашего источника питания.

  1. Первый способ - проверка напряжения на клеммах. Но не спешите измерять напряжение сразу после зарядки, подождите 12 часов, чтобы получить более точный результат. Если напряжение около 12 вольт - значит, батарея вышла из строя. Если больше - значит, все в порядке. Но не забудьте, что оно должно быть не менее 12,6 В!

  2. Второй способ - проверка плотности электролита. Если вы не боитесь потратиться на ареометр, то вам повезло - это самый объективный способ проверки состояния батареи. Измерьте плотность при температуре от +15 до +25 градусов, она должна быть в пределах 1,24-1,28 г/см3. Если ниже - добавьте кислоту, если выше - добавьте дистиллят.

  3. Третий способ - проверка уровня кислотного раствора. Если вы не имеете ареометра, то проверьте уровень кислоты с помощью неметаллической палочки. Опустите ее внутрь банки и определите толщину слоя жидкости над пластинами. Он должен быть 1,5-2 см. А если у вас кальциевые источники питания - не переживайте, у них есть индикатор заряда поплавкового типа. При 100% заряде он должен быть зеленым.

  4. Четвертый способ - проверка состояния пластин. В малосурьмянистых и гибридных батареях одновременно с проверкой уровня жидкости также можно проанализировать состояние пластин на предмет образования белого налета. Но помните, что это сульфат свинца и, если на пластинах его много - емкость батареи упадет.

Как проверить, что батарея на исходе? Просто попробуй ее испытать нагрузкой.

Вот три варианта:

  • Включить фары на полчаса после полной зарядки и попробуй завести мотор. Если «железный конь» завелся с первого раза, значит батарея еще держит.

  • Используй нагрузочную вилку - это как раз тот случай, когда вилка может оказаться полезной. Прибор измеряет напряжение и ток под нагрузкой, а мощный резистор делает вид, что все фары включены сразу. Измерение занимает всего 5 секунд, и если напряжение на батарее падает ниже 11 В - пора думать о замене.

  • Можно, конечно, замерить внутреннее сопротивление, рассчитать емкость и тд. Но зачем усложнять? Просто запустить мотор после зарядки и простоя на 12 часов. Это самый объективный тест, и если мотор завелся - батарея еще в порядке.

Возврат к списку