Как правильно хранить аккумулятор

Иногда аккумулятор приходится отправить на хранение. Но если вы хотите, чтобы за месяцы простоя батарея не пришла в негодность, важно подобрать подходящие условия и правильно подготовиться к хранению АКБ. А для этого сначала придется немного разобраться в принципах работы аккумулятора.

Как устроен аккумулятор

Аккумуляторная батарея – это химический элемент питания, в котором содержатся элементы их свинца или свинцового сплава, а также раствор серной кислоты с водой. В зависимости от того, в каком состоянии находится аккумулятор, в нем протекает три процесса.

В процессе разряда в батарее происходит взаимодействие между серной кислотой и свинцом. В результате образуется сульфат свинца и вода. Электроны скапливаются возле анода, а возле катода их количество намного меньше. Так как между электродами находится диэлектрик, движения электронов от анода к катоду не происходит. При замыкании цепи они двигаются по внешнему контуру с минимальным сопротивлением.

Когда аккумулятор ставят на зарядку, в нем протекает обратный процесс. Электроны скапливаются на аноде, а серная кислота, свинец и диоксид свинца восстанавливаются до исходного состояния.

Третье состояние аккумулятора – это глубокий разряд. В таком состояние на катоде образуется переизбыток электронов, а на аноде их практически нет. Из-за этого раствор продолжает реагировать со свинцом, и на пластинах образуется большое количество сульфата. Из-за этого проводимость внутри батареи нарушается, и аккумулятор может выйти из строя.

Чтобы АКБ не оставалась долгое время в состоянии глубокого разряда, важно организовать ее хранение правильно.

Условия хранения аккумуляторной батареи

Чтобы за время хранения аккумулятор не оказался полностью разряженным и не утратил свои энергетические характеристики, важно подобрать подходящие условия. Самый важный фактор – это температура в помещении, где будет находиться батарея.

Согласно рекомендациям производителей, при хранении аккумулятора обязательно соблюдать следующие условия:

  • Оптимальная температура в помещении. Она должна быть на уровне 10-15 градусов выше нуля. Если температура будет слишком низкой, электролит в аккумуляторе может замерзнуть. Из-за увеличения объема жидкости батарея деформируется и придет в негодность. При слишком высокой температуре ускоряется испарение электролита и процесс образования сульфатов свинца. В этом случае батарея быстро разрядится.

  • Низкая влажность. Хотя при высокой влажности замедляется процесс испарения, влага также провоцирует образование окислов на клеммах аккумулятора. Если не очистить их перед установкой АКБ, контакт будет нарушен.

Если вы оставляете аккумулятор в гараже, он должен быть отапливаемым. Важно, чтобы в помещении температура поддерживалась постоянно и не опускалась ниже нуля.

В жилом помещении хранить аккумуляторы не запрещается. Многих беспокоит, не будет ли батарея выделять ядовитые испарения, но это происходит только во время зарядки аккумулятора. При хранении он абсолютно безопасен. В квартире местом для хранения АКБ может стать кладовая или крытая лоджия. Помещение должно хорошо проветриваться и быть безопасным в случае возгорания.

Если выбирать между температурой ниже 10 градусов и слишком теплым помещением, выбор стоит делать в сторону первого варианта. Нагрев будет для аккумулятора более опасным, чем риск промерзания.

Если не открывать крышку батареи и не ставить ее на зарядку во время хранения, никакого риска отравиться парами электролита не возникает.

Положение в пространстве

Отправляя аккумулятор на хранении, важно побеспокоиться и о его положении в пространстве. Особенно это важно для жидкостных аккумуляторов, внутри которых электролит находится в жидком виде. Если батареи AGM с пропитанными электролитом матами могут находиться в любом положении, то классические обслуживаемые модели должны стоять строго горизонтально. Раствор должен полностью покрывать пластины, уровень жидкости в норме находится на 10-12 миллиметров выше уровня пластин.

Поэтому перед хранением стоит проверить, достаточно ли электролита в аккумуляторе. Вместе с этим можно измерить и плотность раствора при помощи ареометра. При напряжении от 12,4 до 12,7 вольт плотность электролита должна быть около 1,27 граммов на кубический сантиметр.

Также можно провести проверку на длительность работы батареи под небольшой нагрузкой. Для этого достаточно включить дальний свет на 5 минут и измерить плотность повторно. Плотность не должна сильно снизиться после проверки. Если разница в измерениях большая, для восстановления электролита допустимо добавить серную кислоту. При этом важно следить за уровнем. Раствор должен полностью закрывать пластины, но над ним должно оставаться свободное пространство.

Хранение нового аккумулятора

Если вы покупаете новую батарею, но не ставите ее сразу на автомобиль, ее также нужно правильно подготовить к хранению. Специалисты рекомендуют зарядить аккумулятор на 40%-80% от максимального объема.

Так как плотность и концентрация в новой батарее достаточно высокие, за год хранения она потеряет до 20% емкости. Эта ситуация характерна для всех батарей. Именно поэтому не рекомендуется покупать аккумуляторы, который произвели больше года назад.

Общие правила

Чтобы аккумулятор с минимальными потерями пережил сезонно хранение, важно создать для него благоприятные условия. Мы подготовили памятку основных правил:

  • Прежде чем отправить аккумулятор на хранение, очистите корпус от пыли и грязи.

  • Для хранения выберите сухое и прохладное место, недоступное для детей и хорошо проветриваемое.

  • Каждые пару месяцев аккумулятор нужно доставать и ставить на зарядку.

  • Накрывать чем-либо или заворачивать в упаковку батарею нельзя.

Все эти несложные правила помогут продлить срок службы аккумулятора как минимум на год.


Артур Жуликов

Специалист по обслуживаниею, диагностике и ремонту аккумуляторных батарей компании «CarAkb»

Возврат к списку