Как тестером проверить напряжение АКБ
При проблемах с автоэлектрикой первое, что стоит проверить, это аккумулятор. Чтобы продиагностировать источник питания, не нужно сложного профессионального оборудования, достаточно обычного мультиметра или тестера. Процедура несложная, с ней справится даже неопытный водитель. Чтобы следить за состоянием аккумулятора и своевременно проводить обслуживание таким устройством должно обзавестись каждый автолюбитель. Рассмотрим подробнее, как проверить ток на аккумуляторе при помощи тестера.
Какие характеристики имеет аккумулятор
Чтобы провести измерения параметров аккумулятора, необходимо знать, какие характеристики он имеет. Аккумуляторная батарея представляет собой элемент питания, который дает энергию благодаря химической реакции. Внутри батареи находятся парные электроды, помещенные в жидкий или гелеобразный электролит.
Каждая аккумуляторная батарея имеет следующие характеристики:
Напряжение. При нормальной работе батареи и при полном заряде напряжение должно находиться на уровне 12,6-12,7 вольт.
Пусковой ток. Этот показатель невозможно откорректировать, он зависит от изначальных характеристик и состояния аккумулятора. Измерить пусковой ток аккумулятора можно только при определенных условиях и при помощи специального оборудования. Определить ток холодного пуска в импульсном режиме можно при помощи такого устройства как нагрузочная вилка.
Плотность. Этот показатель определяет соотношение кислоты и воды в растворе. Мультиметром этот показатель проверить нельзя – для этого используется специальный ареометр. В нормальном состоянии плотность должна быть от 1,23 до 1,28 граммов на кубический сантиметр.
Емкость. Один их самых важных показателей, который определяет, сколько времени батарея сможет выдавать ток заданных параметров. Измерить ее можно, если подключить нагрузку с определенным током потребления.
Измерение напряжения
В первую очередь разберемся, как определять напряжение на клеммах аккумулятора. Для этого достаточно мультиметра. Самые дешевые модели стоят 300-500 рублей. Измерения проводятся поэтапно.
-
Для начала нужно определить напряжение без нагрузки. Для этого аккумулятор следует зарядить и оставить на сутки, не используя ее в течение этого времени.
-
Тестер подключают к клеммам аккумулятора, предварительно переключив в режим определения напряжения. Предел стоит поставить в 20 вольт для обычных стартерных батарей и в 200 вольт, если номинальное напряжение аккумулятора 24 вольта.
-
Для обычной стартерной батареи нормальным напряжением является 12,5-12,7 вольт. Если показатели аккумулятора находятся на этом уровне, это значит, что источник питания в порядке. Если напряжение в заряженном состоянии ниже, это может свидетельствовать о падении плотности электролита или потере емкости.
После этого можно проверять напряжение с работающим двигателем. Для этого необходимо завести двигатель и перевести его на холостые обороты. В таком состоянии напряжение на аккумуляторе должно вырасти до 13,5 вольт. Если при этом понажимать на педаль газа, оно поднимется до 14,3 вольт или больше. Низкое напряжение свидетельствует о том, что батарея недостаточно заряжена или потребляет слишком большие токи.
В заключение измерений проводят замеры под нагрузкой. Обычно для этого используют дальний свет. После включения дальнего света напряжение на аккумуляторе должно быть не меньше 11,5 вольт. Если учесть, что мощность двух ламп дальнего света обычно составляет около 110 ватт, можно определить время, в течение которого проработает аккумулятор. Ток потребления для работы дальнего света составляет около 9 ампер. Если оставить лампы включенными на 8 часов, за это время в норме аккумулятор потеряет заряд до минимальных значений. Если источник питания потерял заряд быстрее, это говорит о неполном восстановлении заряда или выработке ресурса аккумулятора.
Как определяется емкость аккумулятора на автомобиле
Определить емкость батареи при помощи мультиметра напрямую нельзя, но можно воспользоваться косвенным способом. Для этого нужно действовать следующим образом:
-
Поставить аккумулятор на зарядку до полного заряда.
-
Подключить лампу дальнего счета с точно определенной мощностью. Оптимальный вариант – лампа на 60 ватт с током потребления в 5 ампер.
-
К клеммам аккумулятора подключить вольтметр, чтобы контролировать напряжение. В процессе использования лампы напряжение должно постепенно снижаться.
Важно помнить, что результат измерений будет зависеть от температуры окружающей среды, так как при разных условиях батарея теряет заряд не одинаково. Идеальные условия для проведения теста – от 15 до 20 градусов выше нуля. При оптимальной зарядке в 80% и при нагрузке в 100 ампер напряжение будет не меньше 11,5 вольт.
Измерение сопротивления аккумулятора
Мультиметр или вольтметр также можно использовать для определения внутреннего сопротивления батареи. В этом случае способ измерения также будет косвенным. Процедура измерений состоит из следующих операций:
-
Зарядить аккумулятор и оставить его отстояться на несколько часов. Лучше всего подождать с момента зарядки около суток.
-
В батарее подключить лампу дальнего света, как и в предыдущих тестах, с током потребления в 5 ампер.
-
Проконтролировать напряжение на старте работ. Это значение потребуется для дальнейших вычислений.
-
Подождать 10 секунд и отключить лампу.
-
Снова измерить напряжение и записать оба показателя.
-
Рассчитать разницу между напряжением перед началом процедуры и через 10 секунд.
Результат следует поделить на нормальное напряжение аккумулятора, то есть на 12,6 вольт, и выразить в процентах. Если результат меньше 0,4%, то показатель сопротивления можно считать допустимым. При результате выше 0,4% батарею лучше заменить и купить новый аккумулятор. Батарея с высоким сопротивлением может быть опасна в процессе эксплуатации и привести к выходу из строя других деталей автомобиля. Из-за этого может сломаться регулирующее реле и генератор автомобиля.
Измерение тока утечки
Еще одна диагностическая процедура для проверки работы аккумулятора – это измерение тока утечки. Это измерение позволяет определить, есть ли проблемы в автомобильной электрике. В нормальном состоянии ток утечки должен составлять не больше 80 миллиампер. Если показатель выше, следует искать проблему в электрических цепях.
Измерения проводятся следующим образом:
-
Мультиметр переключают на измерение тока с пределом в 10 ампер.
-
Щупы прибора переставляют в крайние гнезда.
-
Мультиметр подключают в разрыв между аккумуляторной батареей и бортовой сетью.
-
Выключают все оборудование и зажигание автомобиля, оставляют на 10 минут.
-
Снимают с мультиметра показания.
Все эти процедуры помогут определить, правильно ли работает аккумулятор и нет ли неполадок в его работе. Измерения проводятся самым простым оборудованием и не требуют посещения автомастерской. Но если в процессе диагностики выявлены проблемы, лучше обратиться к специалисту за профессиональным ремонтом.