Хранение автомобильного аккумулятора дома: «За» и «Против»

Аккумуляторная батарея - химический накопитель, используемый для обеспечения питания в авто. В этом устройстве постоянно протекают определенные химические реакции, сопровождающиеся переходом активных веществ из одной формы в другую.

Основная угроза для домашнего микроклимата при нахождении в жилом помещении аккумулятора - это опасные испарения, возникающие в процессе самозаряда источника питания. Когда владелец машины приобретает накопитель энергии впрок, он совершает ошибку - прибор еще не установлен на транспортное средство, а уже начал расходовать свой эксплуатационный ресурс. При длительном ожидании «своего часа» аккумулятор может заметно разрядиться и утратить первоначальные технические характеристики безвозвратно.

Основные правила при покупке АКБ

Представленные на рынке модели аккумуляторных батарей отличаются емкостью, конструктивными особенностями. Они делятся на 2 большие группы:

  • Обслуживаемые;

  • Те, которые созданы необслуживаемыми и имеют закрытый корпус;

  • Частично обслуживаемые.

При покупке устройства большое внимание стоит уделять дате изготовления, ведь за каждый год простоя АКБ теряет существенную часть нормативного заряда. Когда продавец не заботится о зарядке батарей, через какое-то время нахождения в бездействии активная паста начинает оседать, образуя сульфаты, и восстановить первоначальные технические характеристики накопителя будет невозможно.

Важно: саморазряду подвержены все модели аккумуляторов, только в разной степени интенсивности. Быстрее всего данные процессы происходят в сурьмянистых и малосурьмянистых источниках питания. Гибридные в этом плане прочнее, а кальциевые, гелевые и AGM аккумуляторы считаются самыми надежными и долговечными.

При покупке нового накопителя энергии важно его сразу же проверить. Для этого батарея полностью заряжается от сети током, составляющим 10% от ее номинальной мощности. Через 12 час после отключения от зарядного устройства аккумулятор надо проверить - измерить напряжение на клеммах. Оптимальным значением является цифра, превышающая 12,6В. Когда показания ниже, можно констатировать о невысоком качестве источника питания, нарушении условий хранения или несвоевременной подзарядке.

Хранение аккумуляторов: ключевые нюансы

При организации хранения АКБ необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Контроль заряда аккумулятора - нижний предел 40% от номинального значения, указанного в паспорте к устройству или на его корпусе;

  2. Мониторинг напряжения, выполнение подзарядки для восстановления емкостного объема;

  3. Содержание клемм и крышки батареи в чистом виде, протирание пыли;

  4. Поддержание оптимальной температуры среды - недопустимо замерзание электролита. Если место хранения не отапливается, надо укрыть батарею или занести в теплое техническое помещение.

Применительно к классическим кислотно-свинцовым АКБ, наполненным жидким электролитом, критичным является положение накопителя. Нельзя наклонять корпус, а также переворачивать - данные действия чреваты утечкой кислоты. В помещении, в котором оставлены на хранение аккумуляторы, должно быть оборудовано вентиляционной системой либо регулярно проветриваться. Это связано с тем, что старые модели - источники непрерывного кислотного испарения, сопровождаемого быстрым саморазрядом.

Перед тем, как отправить накопитель на сохранение и простой, в нем надо померять параметры плотности электролита - оптимальное значение показателя 1,26 г/куб. см. Нормальным напряжением на клеммах считается значение в 12,6В.

Важно: сомнительного рода эксперты рекомендуют слить электролит, чтобы остановить химические реакции в аккумуляторе. Не рекомендуем это делать! Если заменить соляную кислоту борной, которая отличается нейтральным отношением к свинцу, можно добиться остановки реактивных процессов.

Когда на хранении находится свежая батарея, в течение первого года напряжение можно не контролировать и подзарядку не измерять. Но по истечении 12 мес. с даты изготовления АКБ каждый квартал выполняют контрольные измерения для подпитки от внешнего зарядного устройства.

Когда снять батарею с машины нет возможности, необходимо отключить массу и оставить прибор в таком состоянии на 5-12 мес., срок зависит от технологии изготовления аккумулятора. Когда вместо электролита заливается борная кислота, можно оставлять источник энергии и на морозе до -30°С. Если батарея вносится в тепло, нельзя ставить ее рядом с радиаторами отопления, печками и иными нагревательными объектами. Превышение температуры воздуха также является фактором, вызывающим активную сульфатацию пластин.

Как хранить аккумулятор в квартире

Когда батарея заряжена на 100% и машина ставится на простой до весны, накопитель энергии надо демонтировать и занести в дом. Хранение АКБ в жилом помещении возможно при соблюдении следующих правил:

  • Один раз в 2,5-3 месяца измерять напряжение при помощи тестера;

  • Когда напряжение падает, ставить батарею на подзарядку;

  • Беречь аккумулятор от прямых солнечных лучей, расположив подальше от источников тепла;

  • Оптимальной температурой внешней среды является +5°С…+10°С. При таких условиях замедляется процесс окисления на пластинах.

Все источники питания обладают своим ресурсом, который исчисляется количеством циклов «заряд-разряд». Классические свинцовые модели, к примеру, имеют предельное число подзарядок 450 раз, гелевые - 700.

Важно: учитывая оптимальную прохладную температуру для хранения аккумуляторных батарей, многие автовладельцы опускают эти устройства в подвал, где самый нижний температурный предел никогда не опускается ниже минус 5°С.

Для сохранения емкости накопителя перед отправкой его на хранение рекомендовано выполнение следующих действий:

  1. Зарядить устройство для полного растворения сульфата свинца на пластинах и восстановления структуры электродов.

  2. Слить в герметичную тару кислоту, залив в аккумулятор дистиллят - повторить 2 раза. Промывка пластин необходима для смывания с них остатков сульфата. Такая процедура максимально замедлит разрушение внутренней структуры источника энергии.

  3. Для защиты банок АКБ на время временной консервации соляная кислота заменяется 5%-ной борной. Она нейтральна по отношению к свинцу и активной намазке, что предотвратит саморазряд.

  4. Установить батарею в помещение, где максимум температуры +20°С. Борная кислота в корпусе допускает хранение АКБ при минусовых температурах (до -30°С).

Выполнение этих нехитрых правил позволит сохранить энергетический потенциал аккумулятора до следующей фазы активной эксплуатации.

Как восстановить работоспособность АКБ

Когда батарея долго бездействовала, ее надо правильно реабилитировать. Следующий алгоритм действий позволит это сделать максимально грамотно:

  • На протяжении 20 мин сливают борную кислоту, длительность процесса связана с бережным отношением к пластинам - им надо привыкнуть к контакту с кислородом. Спешка противопоказана;

  • Заливка в банки свежего электролита (состав: 65% дистиллята и 35% соляной кислоты);

  • Измерение напряжения на токовых выводах и плотности электролита в устройстве. Стандартное значение должно варьировать от 1,24 до 1,28 г/куб. см. Измерение лучше выполнять примерно через 40-45 мин после завершения зарядки, чтобы АКБ отстоялась, и химические реакции вошли в свой обычный режим.

Важно: запрещено замораживание электролита. При воздействии сильных минусовых температур жидкость в аккумуляторе утратит свою активность, а при очень больших морозах - может разорвать корпус.

Сохранение новой аккумуляторной батареи

Когда собственник машины приобретает новую АКБ осенью, а зимой не пользуется транспортным средством, устройство надо сохранить до весны. Ведь несоблюдение оптимальных условий и правил хранения грозит выходом из строя нового накопителя.

Придерживаться надо следующих рекомендаций:

  1. Лучшим местом станет затемненное, сухое и прохладное помещение. На батарею не должны падать солнечные лучи, т.к. УФ-излучение губительно воздействует на любые пластиковые поверхности - происходит изменение молекулярной структуры материала, что вполне может привести к нарушению целостности корпуса;

  2. Перед хранением любая аккумуляторная батарея должна быть заряжена. Когда происходит неполное восстановление емкости, на пластинах начнет выпадать сульфат свинца и это вызовет необратимые последствия (особенно при длительной консервации);

  3. Храниться аккумулятор должен в горизонтальном виде, на ровной поверхности. Особенно, если залитый внутрь электролит имеет жидкую консистенцию. Необходимо проследить, чтобы эта активная среда полностью покрывала пластины;

  4. Важна вентиляция помещения, т.к. в процессе саморазряда высвобождается некоторое количество летучих веществ. А если батарея будет подзаряжаться, объемы выделяемых газов многократно увеличиваются;

  5. Все аккумуляторы, от даты производства которых прошло более 12 мес., один раз в 2-3 мес. нуждаются в проверке энергетических характеристик. Любая батарейка не идеальна и она постепенно разряжается под влиянием внешних и внутренних факторов.

Данные правила распространяются на все модели АКБ. Но стоит помнить, что быстрее остальных теряют заряд накопители сурьмянистого типа, медленнее всех - гелевые и необслуживаемые, помещенные в закрытый корпус.

Важно: если напряжение в момент тестового измерения составляет менее 12,6В, это говорит о начале разрядки.

Сроки хранения аккумуляторов без подзарядки в зависимости от их вида:

  • Наполнение - сухой электролит: до 3 лет;

  • Малосурьмянистые: до года;

  • Кальциевые: до 1,5 лет.

Советы сохранения АКБ в холоде

Когда автомобиль стоит возле дома или в неотапливаемом гараже всю зиму, автовладельцы переживают о сохранности работоспособности аккумуляторной батареи. Если электролит замерзнет, накопитель просто выйдет из строя. Нижний предел мороза - минус 30, для некоторых батарей - минус 40. Нельзя заводить двигатель при таком морозе, во-первых, это вряд ли удастся, во-вторых, нанесет вред внутренним узлам авто.

Хранение АКБ при минусе возможно, если грамотно подготовить устройство к «зимовке»:

1. Источник должен быть заряжен, плотность электролита - максимально восстановлена.

2. Если снять аккумулятор нельзя, его укрывают любым теплоизолятором, предварительно сняв провод с минусовой клеммы - чтобы ток не начал питать бортовую электронику.

3. Покрыть АКБ старым ватным одеялом еще до наступления морозов. Это не согреет накопитель, но не даст ему перемерзнуть. Ведь нагревание будет происходить от внутренних процессов, которые не будут остановлены на время консервации.

Соблюдая все перечисленные в статье рекомендации, можно сохранить батарею до весны в технически исправном состоянии с достаточным эксплуатационным ресурсом. Сделать это надо, чтобы новый сезон эксплуатации не начать с приобретения нового аккумулятора.

Возврат к списку