По каким критериям выбираются тяговые АКБ

Аккумулятор нужен любому транспортному средству - и наземному, и водному. Батарея необходима, чтобы без проблем запускать двигатель или для поддержания стабильного перемещения, если механизм использует электрическую тягу. Выбор АКБ - задача непростая, предпочтение стоит отдавать моделям с высоким эксплуатационным ресурсом. Иными словами, качественный аккумулятор - тот, который способен выдержать многочисленные заряды-разряды и обеспечивать значительный пробег.

Подобрать батарею для лодочного электромотора можно, если акцентировать внимание на ряде важнейших характеристик. Тяговые аккумуляторы могут иметь различную емкость и разное напряжение, все зависит от бренда и технологии изготовления.

изображение_2023-06-27_112256611.png

Выбор АКБ: обзор ключевых критериев

Покупать аккумулятор можно, если учтены все параметры. Обязательные и основные из них - это совокупность нижеперечисленных показателей:

  • Величина емкости;

  • Тип и нюансы устройства;

  • Потенциал, или ресурс накопителя;

  • Значение пускового тока;

  • Уровень саморазряда.

Но приведенный список - не исчерпывающий. Одним потребителям крайне важна стоимость устройства, другим - торговая марка, имя производителя. Ни для кого не секрет, что товар известного бренда служит гораздо дольше, т.к. уважающие себя и своих покупателей заводы пользуются проверенными технологиями, качественным сырьем, инновационными разработками. Когда система производства и сбыта выстраивается десятилетиями, изготовитель может гарантировать качество всей ассортиментной матрицы.

При покупке батареи на лодочный мотор в первую очередь пользователя должна интересовать мощность прибора. Чем выше параметры мощности, тем больше должна быть энергоемкость источника постоянного тока. С увеличением значения емкости параллельно растет гарантированный срок использования АКБ. Чем выше показатель пускового тока, тем более стабильным будет старт в минусовую погоду.

Аккумуляторная емкость

Любая АКБ обладает рядом важных параметров, по которым в принципе выбирается замена. Первый из этих показателей - емкость, характеризующая длительность функционирования устройства без зарядки. Единица измерения - А/ч. Чем выше емкость, тем длиннее период работы батареи.

Емкостные параметры зависят от конструктивных особенностей аккумулятора. Более емкая батарея - та, которая внутри помещает большее количество пластин. Ограничителем выступают лишь размеры корпуса. Производитель устанавливает такой энергетический объем внутрь своих изделий, который может разместиться в пределах имеющихся габаритов. Одна электродная пара выдает 1,2 вольта. В стандартном свинцово-кислотном аккумуляторе напряжение на выходах равно 12В, а пар электродов - шесть.

В процессе использования тяговых АКБ их емкость изменяется. После активации немного возрастает, это обусловлено разработкой активной пасты на пластинах. По мере эксплуатации отмечается снижение первоначальной емкости, что вполне логично - постепенное разрушение пасты приводит к ее частичному осыпанию вниз. В среднем за год емкостные параметры снижаются на 18-20%. Необратимая деградация кислотного элемента источника питания объясняется естественным процессом износа.

Все владельцы техники хотят, чтобы аккумулятор служил дольше и разрушался изнутри медленнее. Важен ток, которым производится зарядка устройства - для полноценного расходования эксплуатационного потенциала нужны средние параметры тока, не превышающие 1/10 часть его номинальных величин. На тяговых батареях производитель наносит информацию для потребителя относительно значений тока для зарядки устройства. Такая маркировка может выглядеть, например, так: С3, С5, С10. Цифровое значение кода показывает часы, в течение которых батарея будет поддерживать стабильные токовые показатели.

Количество циклов «заряд-разряд»

Второй по важности параметр выбора батареи на моторную лодку - число зарядов-разрядов. Эта величина характеризует длительность эксплуатации накопителя энергии. Например, любитель рыбалки планирует отправляться на «тихую охоту» ежедневно, т.е. аккумулятор надо заряжать 365 раз. Этот критерий важен, примерное количество циклов заряда и разряда аккумулятора свинцово-кислотного типа или источников с электролитом, помещенным в сорбент - как раз около 365.

Практически все производители указывают число циклов 400, сделать батарею более долговечной технически сложно. Это объясняется скоростью развития коррозии в кислотной среде и особенностями свинцовых электродных конструкций. Поэтому приобретать дорогую батарею с жидким электролитом неразумно, сэкономить на увеличении срока службы не получится - источник питания будет работать столько, сколько бюджетный.

Рынок аккумуляторов для лодочных двигателей достаточно разнообразен. В отличии от автомобильных моделей эти устройства функционируют в ином режиме. Например, могут заряжаться до 2 суток от тока 5-50 Ампер. Уровень разрядки обычно не превышает 80%, остаток 20% всегда образует определенный запас.

Свинцовые жидкостные аккумуляторы заряжаются и разряжаются до минимального значения не более 400 раз, но эта величина находится в прямой зависимости от интенсивности использования накопителя - к примеру, за одну поездку рыбак может потратить 5-10% заряда, а может израсходовать и все 75-80%. Поэтому нормативное число циклов рассчитано с учетом того, что батарея разряжается полностью. Характеризует это состояние падение напряжения на токовых выводах - до 11,89В и ниже.

Взаимосвязь плотности, напряжения и состояния заряда АКБ отобразим в таблице ниже.

Показания, В

Состояние заряда, %

Плотность, г/см3

12,65

100

1,265

12,45

75

1,225

12,24

50

1,19

12,06

25

1,155

11,89

разряжен

1,12


Плотность АКБ определить визуально довольно проблематично. Если на корпусе батареи имеется индикатор, это облегчает задачу. Когда аккумулятор полностью заряжен, целевой индикатор горит красным цветом и внутри виднеется маленькая точка. При нормальной плотности индикатор светится зеленым, недостаток электролита подсвечивается красным с белой точкой посередине.

В торговых точках можно встретить три основных типа АКБ, отличающиеся типом устройства и числом циклов полного разряда - заряда:

  1. WET. Классический свинцово-кислотный аккумулятор тягового типа, внутри залит жидкий электролит. Количество циклов заряд/разряд доходит до 1 тыс. раз. Столь продолжительная эксплуатация обусловлена большими пластинами и увеличенным объемом активной пасты;

  2. AGM - батареи, предназначенные для пуска двигателей внутреннего сгорания. Они не подходят на лодочные моторы, т.к. не работают от разряжаемых точек менее 50А на протяжении долгого периода времени - от 10 час. Количество циклов «заряд/разряд» при величине DOD-75% составляет от 350 до 400. Электролит внутри корпуса погружен в адсорбер, постепенное его испарение приводит к падению плотности заряда;

  3. GEL. Такая батарея выдерживает до 700 циклов полного разряда и заряда, отличается иной конструкцией и способностью функционировать в любом положении - на боку, горизонтально или вертикально, даже при переворачивании аккумулятора вверх дном.

Свинцово-кислотные модели АКБ боятся морозов, сильного перегрева и механического воздействия. Их нельзя класть на бок, эксплуатация предполагает их стабильное положение. При нарушении условий эксплуатации скорость деградации устройства возрастает.

Число циклов зависит от глубины разрядки устройства. Например, при полном заряде АКБ до 100% ее хватит на 370-400 раз. Если ставить на зарядку аккумулятор, в котором еще есть около 50% заряда, число раз можно увеличить до 1150-1200.

Какой саморазряд у тяговых аккумуляторов

Активная паста внутри любого, даже самого современного накопителя энергии, разрушается и вследствие этого происходит саморазряд батареи. Эти процессы необратимы и связаны с естественным износом. Даже при отсутствии подключения к токовым выводам АКБ все-равно разряжается. С научной точки зрения протекающая реакция называется окислительно-восстановительной.

Растворяется электрод, обладающий отрицательным зарядом. Раствор при насыщении оксидом свинца теряет в плотности, что становится причиной падения величины заряда. На интенсивность разрушения оказывают влияние разные факторы, в первую очередь, температура воздуха (оптимальная - от +20°С до +25°С). Даже незначительное превышение этих показателей приводит к усиленной деградации батареи.

Если тяговые АКБ не используются, их необходимо раз в год-полтора заряжать, чтобы поддерживать нормативную емкость. Об этом не заботятся многие владельцы магазинов с аккумуляторами, поэтому покупатели часто получают устройства с фактическим остатком емкости 50-55% вместо 100%.

Обзор брендов и цен

Многие владельцы моторных лодок в поиске аккумулятора на мотор обращают внимание исключительно на стоимость. Также немаловажную роль играет имя производителя, название бренда. Оригинальные батареи покупают немногие потребители, поэтому цена часто является определяющим критерием для совершения покупки.

Кислотные батареи с жидким электролитом - самые распространенные у покупателей модели, обладающие своими особенностями:

  • Зарядку производят в хорошо проветриваемом помещении, т.к. восстановление сопряжено с активно протекающими химическими реакциями с испарением вредных веществ;

  • Постоянный контроль уровня разрядки, не рекомендуется допускать опускания уровня заряда менее 80%;

  • При движении лодки против течения происходит сильная качка, кислотные жидкие батареи могут опрокинуться и в таких условиях эксплуатации показывают низкую эффективность.

Важно: речные и моторные лодки намного эффективнее работают с мотором, который питается от гелевого аккумулятора. Важно, чтобы электролит всегда контактировал с активной пастой. Владельцам плавсредств в первую очередь важна интенсивность электродного разрушения в батарее.

Предлагаемые в продаже варианты тяговых АКБ представлены разными торговыми марками. Примеры: E-nex, TAB, Minn Kota, Marine deep cycle, DEKA и др. Если говорить от их устройстве, то это различные конструкции - AGM, WET, GEL. Напряжение готовых источников питания варьирует в диапазоне 6-12В, емкость 85-140А/ч. При выборе необходимо отдавать предпочтение тем предложениям, которые отвечают запросу по величине пускового тока - она должна превышать 700 Ампер.


Возврат к списку