Проверка пускового тока АКБ с помощью мультиметра

В автомобилях многие виды неисправностей связаны с бортовой электрической цепью. Многие автовладельцы сталкивались хоть раз в жизни с проблемой, когда утром не могли открыть машину в связи с неожиданным разрядом аккумулятора. Но не стоит бросаться сразу приобретать новую батарею, причина может быть не в ней. Чтобы грамотно осуществлять поиск поломки, необходимо уметь замерять ток АКБ. Как это делается и каковы нюансы процедуры? Попробуем разобраться.

Значение пускового тока - основная величина, показывающая диапазон энергетических параметров накопителя энергии. При низких величинах наблюдаются сложности с вращением крутящего момента. Проверка эффективности функционирования аккумулятора в автомобиле осуществляется специальными приборами - тестерами. Стоимость данных устройств велика и не каждому собственнику транспортному средству «по карману». Но осуществить измерения можно обычным мультиметром.

Функционал универсальных тестеров

Сразу стоит оговориться, что один мультиметр не даст измерить пусковой ток. Это связано с невозможностью бытовых приборов регистрировать и контролировать большие электрические токи. Максимум - 30А, но даже такое значение выдает достаточно дорогое устройство.

Остается открытым вопрос: как можно измерить силу аккумуляторного тока, который составляет сотни ампер? Для решения задачи многие специалисты пользуются шунтом, на котором замеряют падения напряжения, но на этом остановимся немного позже.

Перечислим функционал мультиметра. Прибор дает пользователю возможность совершения следующих действий:

  • Измерение заряда, который выражен через напряжение. Для этого мультиметр оборудован специальным настраиваемым режимом;

  • Определение сопротивления в сети. Важно выполнять данные замеры при отключении источника электричества. Используется эта функция при вычислении характеристик компонентов бортовой электросети;

  • Замеры сопротивления у двигателя автомобильной печки (стандартно составляет 2 Ома);

  • Контроль импульсивного или переменного напряжения датчиков, многие модели мультиметров могут замерять частоту импульсов - актуально при ремонтных работах;

  • Проверка утечки электрического тока. Выключаются все приборы бортовой цепи, кроме системы сигнализации. Подключение тестера к сети производится при снятой одной клемме с аккумулятора. При получении значения выше 50 мА необходимо начинать поиск источника утечки.

Замеры пускового тока при помощи мультиметра

При измерениях тока при холодном пуске батареи с помощью мультиметра важно предварительно позаботиться о дополнительном сопротивлении. Этот аспект важен, т.к. устройство обладает предельным параметром в 30А. Пусковой ток АКБ при этом превышает 300 Ампер. В таблице сгруппируем некоторые модели накопителей с нормативным значением пускового тока в них.

Мультиметр не даст данные значения измерений по одной простой причине - завод по изготовлению аккумуляторов выполняет замеры при соблюдении конкретных условий:

  1. EN - стандарт: низкая температура среды - минус 18°С, длительность тестирования - строго 10 сек. Далее второй тест 73 сек и 60%-ная нагрузка. Оба значения должны быть более 7,5В;

  2. DIN - стандарт: первое тестирование длится ½ мин., нормативное значение при 100% нагрузке - свыше 9В;

  3. Японский стандарт: измерение тока в АКБ при температуре минус 15°С, измерение выполняется токами в 150 и 300А.

Алгоритм измерения тока холодного пуска универсальным тестером

Ампераж автомобиля на выводе аккумулятора измеряется в следующей последовательности:

  • Поиск эквивалентной нагрузки с максимальным током, укладываемым в диапазон измерительного прибора. Пример: использование прибора с предельной отметкой 20А на панели. При подборе сопротивления надо отыскать такое, чтобы в момент включения ток не превысил бы данный максимум. Аккумулятор способен выдавать напряжение от 12 до 12,7 Вольт. Для получения тока, равного 10А, понадобится подключение нагрузки с сопротивлением от 1,2 до 1,27 Ом;

  • Подключить сопротивление к аккумулятору после подключения тестера;

  • Измерительное устройство должно быть переключено в режим контроля величины тока. На панели должна быть буква «A» и установлены предельные показатели. Переключить на максимальное значение и выбрать режим ADC для замеров силы постоянного электрического тока;

  • Подключаясь к батарее, важно проконтролировать полярность проводов. Красный всегда имеет положительный заряд, он включается в гнездо рядом с обозначениями пределов и измеряемых величин. На черном проводе всегда заряд «минус», он включается в гнездо «COM» со значком заземления рядом.

Под последовательным соединением понимается процедура формирования цепи с соединенными в единую линию компонентами. При прохождении тока через всех подключенные устройства определение его силы осуществляется через общее сопротивление.

Как измерить напряжение

При невозможности использовать амперметр для измерения тока аккумуляторной батареи можно использовать немного иной метод. Связан он с контролем напряжения. Вольтметр подключается к аккумуляторным клеммам и на дисплее должно светиться фактическое падение напряжения на АКБ. Но пока пользователю неизвестен точный параметр сопротивления, результаты измерений ни о чем не скажут.

  1. Для замера тока тестер переводится в режим «измерение напряжения».

  2. К аккумулятору подключают нагрузку с предварительным измерением сопротивления в Омах.

  3. Нагрузка может быть любой, например, лампа накаливания дальнего света мощностью от 60 до 100 Ватт.

  4. При нормальном уровне заряда АКБ напряжение останется неизменным.

  5. Для определения тока используется формула:

Есть возможность определения значения через параметры мощности:

Для определения конкретно пускового тока разумнее использовать стартер. Так можно получить комплексный анализ работоспособности накопителя энергии - величину заряда и емкости. Алгоритм действий при этом следующий:

  • Перевод тестера в режим для измерения напряжения;

  • Подключение щупов на клеммы аккумуляторной батареи;

  • Отключение генератора и снятие провода питания сервисной обмотки или массы;

  • Запуск двигателя со стартером в обычном для них режиме.

Сила тока АКБ измеряется несколько секунд, более длительная процедура может навредить не новой батарее. При значении напряжения выше 9В можно констатировать нормальную работу источника энергии. Данный параметр вполне соответствует требованиям европейского стандарта. Проседание напряжения по DIN-нормативам ниже 9В свидетельствует о необходимости замены аккумулятора в машине. Соответственно, при показателе менее 7,5В по европейскому EN-регламенту также подтверждает неисправность батареи.

С помощью описанного алгоритма можно получить достоверную информацию о состоянии накопителя энергии. Несомненно, полной объективной оценки такое измерение дать не может, но общее впечатление о работоспособности устройства будет получено.

На практике многие автовладельцы пользуются специальными проверочными таблицами, которые содержат перечень важнейших эксплуатационных и технических характеристик разных моделей аккумуляторных батарей.

Левая табличная часть - вводная информация о емкости, величине тока при холодном пуске и глубоком заряде. Проведенные экспертами тестирования занесены в столбцы таблицы и показывают, какое число общих баллов у каждой АКБ. Например, наибольшее количество циклов «заряд/разряд» - у накопителя AGM с сорбентом. Также стоит отметить различные условия проведения данных проверок.

Замеряем емкость батареи мультиметром

Важно помнить: любые измерения емкости или величины заряда аккумулятора выполняют при полном заряде устройства! Реализовать это можно, используя внешнее автоматическое приспособление, которое отключает цепь при повышении напряжения на клеммах до отметки 12,7В. Дальше необходимо отыскать нагрузку, не превышающую 120-ти ватт в суммарном выражении. Самое простое - взять пару ламп дальнего света, каждая по 60 Вт. Эти компоненты подключаются к АКБ параллельно, и протекающий через них ток будет равняться 10А.

При полностью разряженном аккумуляторе напряжение составляет 10,3В. поэтому с момента подключения ламп важно засечь время выполнения теста, в противном случае батарея разрядится, не достигнув необходимого уровня падающего напряжения. Примерное время работы ламп - 5 час, мощность = 120Вт. Для определения емкости можно воспользоваться формулой:

После умножения данных можно выяснить значение емкости аккумулятора: 5*10=50А/час.

Следующий этап - сравнение расчетных и паспортных данных, указанных на корпусе накопителя. Если цифры практически одинаковые, повода для беспокойства нет. Если на батарее указана емкость 70А/час, это свидетельствует о сильном снижении показателя и неспособности удерживать нормативную зарядку.

Важно: универсальными измерительными приборами можно проверять различные характеристики аккумуляторов, а также производить несложную диагностику всего транспортного средства. Важно все измерения делать при полной зарядке устройства, иначе полученные результаты будут искажены.

Возврат к списку