Проверка пускового тока аккумуляторной батареи

Когда аккумулятор обладает малым зарядом, водитель не может запустить двигатель автомобиля. По статистике средний срок службы АКБ составляет от 3 до 5 лет. Чем ближе к завершению эксплуатационного ресурса, там ниже емкость накопителя энергии и тем заметнее снижение крутящего момента. Вот и получается, что заряженный полностью аккумулятор без проблем заводит мотор только 2-3 раза. Чтобы понять, насколько пригоден к дальнейшей эксплуатации источник энергии, необходимо проверить значение пускового тока. Попробуем разобраться с этой темой подробнее.

Понятие пускового тока

Каждая батарея обладает определенной величиной пускового тока, определяющей предел крутящего момента стартера во время холодного запуска мотора. Это значение тока измеряется производителем в заводских условиях, наносится на аккумулятор и считается стартовым, начальным. Во время эксплуатации пусковой ток становится постепенно все ниже, параллельно сокращая емкость АКБ.

Единица измерения пускового тока - амперы. Значение показателя говорит о способности батареи выдавать ток в конкретный момент времени. Для измерения необходимо, чтобы температура окружающего воздуха была примерно на отметке -18°С. Тестирование параметра дает объективную информацию о работоспособности накопителя энергии в автомобиле. На практике пусковой ток на батареях одной марки может существенно отличаться, при этом емкость может быть одинаковая.

Факторы, влияющие на величину пускового тока

Значение показателя формируется при изготовлении батареи, которая схематично представляет собой корпус с отсеками, заполненными электролитом, и удерживающей заряд на пластинах активной пасты. Чем выше площадь с электродными пластинами, тем выше будет сила тока. Но слишком большой ток тоже не нужен, поэтому производитель рассчитывает его предельную величину.

От тока зависит аккумуляторное напряжение. Всего в АКБ размещено шесть банок, каждая структурная единицы выдает 2В. Величина напряжения неразрывно связана с числом ячеек, значение пускового тока - от размеров пластин. Обратная характеристика рассматриваемого параметра - это показатель внутреннего сопротивления аккумулятора.

Накопители энергии обладают стандартными габаритами, для каждой модели машины - своими. Существует зависимость размеров АКБ от объема двигателя. Пример: автомобиль с мотором не более 2 л требует установки батареи, длина которой варьирует в диапазоне 175-242 мм, высота - 175 мм, ширина - 175 мм или 190 мм. Транспортные средства с ДВС более высокой мощности требуют аккумуляторов, длина которых составляет 353 мм.

Всего на рынке можно встретить порядка двух десятков типоразмеров АКБ и у каждого из них - собственное значение пускового тока.

Пусковой ток не является величиной, прямо пропорциональной емкости или габаритам накопителя энергии. К примеру, батарея с 44А/ч имеет ток при холодном пуске в 440А, а АКБ на 60А/ч - 540А. Разница обусловлена используемой технологий производства и различными конструктивными особенностями: размерами электродных решеток, химическим составом электролита, материалами сплава и пасты, др.

Стандарты, регламентирующие измерение пускового тока

Всего современные производители применяют три стандарта:

  1. EN - стандарт, который считается общепринятым в странах Европы. Для измерений нужна температура минус 18°С, длительность замера - не более 10 сек. При соблюдении перечисленных условий напряжение должно быть н ниже 7,5В. тестирование предполагает наличие 2-х ступеней: первая при максимальном токе разряда, вторая - когда остается 60% от максимально возможного уровня;

  2. DIN - немецкий стандарт, во многом схож с европейским. Единственное отличие - значение напряжения не ниже 9В, время проверки - около ½ минуты. Если измерять величину напряжения одним, а потом вторым стандартом, результаты всегда будут разными. Пример: АКБ, емкость которой равна 600А по стандарту EN, будет выдавать 350А по стандарту DIN;

  3. JIS - стандарт родом из Японии. Суть его - двойное испытание током в 150А и 300А при минусовой температуре (-15°С).

Важно: на внешний рынок практически всеми производителями проставляются аккумуляторные батареи, тестируемые по EN-стандартам.

Определение пускового тока АКБ

Параметр характеризует мощность автомобильного аккумулятора. Чем выше значение пускового тока, тем интенсивнее происходит развитие крутящего момента в стартере. Актуально для эксплуатации машины преимущественно в холодных климатических условиях, т.к. минусовые температуры негативно влияют на объемы мощности АКБ и приводят к уменьшению силы тока.

Необходимость измерения пускового тока связана с ситуациями разряда батареи, когда не хватает энергии для вращения стартера в нужном темпе. Для проверки мастера не могут использовать мультиметр, т.к. его максимальный предел - 20А. Профессиональный тоже не поможет, его верхняя граница - 30А. Поэтому требуется оборудование другого рода.

Не стоит стремиться воспроизвести условия заводского замера пускового тока, но более-менее точно проверить данное значение можно и самостоятельно. Для этого применяют специальный прибор, дающий информацию о пусковом токе и характеристиках накопителя энергии. Зачастую результаты измерений становятся весомыми аргументами для автовладельца, который в течение длительного времени не мог решиться на покупку нового аккумулятора.

Выбор измерительного прибора-тестера

В продаже можно найти цифровой анализатор батарей. Устройство имеет следующие конструктивные особенности:

  • Небольшой корпус;

  • Мощные соединительные провода;

  • Крокодилы для крепления на клеммах АКБ.

Аппарат обладает мощным сопротивлением, имеет понятную и точную схему измерения и функции управления. Передняя панель оснащена экраном для отображения контролируемых характеристик аккумуляторной батареи. Отличия от заводских условий - обычная температура окружающей среды и отсутствие строго выдерживания 10 сек.

Результат тестирования - вполне объективная оценка пригодности источника питания для авто. Если полученное при измерении значение пускового тока примерно равна паспортным данным, батарея отлично работает и ее можно эксплуатировать дальше. Если ток намного ниже заявленного в заводском паспорте, придется рассмотреть вопрос с покупкой нового накопителя в машину.

Торговая сеть предлагает собственникам автомобилей несколько вариантов тестеров:

  1. Вымпел ВА101/3126 - для измерения тока и напряжения не более 15А, является мультиметром;

  2. Forsage F-8309 - прибор, которому под силу измерить ток до 500А;

  3. RockForce RF-8311 - устройство контроля, определяющее величину пускового тока до 1400А.

Самый доступный и простой прибор тестирования аккумулятора - нагрузочная вилка, обладающая мощным внутренним сопротивлением до 0,08 Ом. В момент подключения к батарее происходит появление тока, равного короткому замыканию. Данное приспособление важно правильно использовать. В частности, длительность теста не должна быть более 3 сек, при этом пусковой ток будет варьировать от 150 до 200А. Проверка не преследует цель контролировать величину тока, устройство измеряет падение напряжения. Если оно снижается ниже 9В, аккумулятор надо менять.

Гораздо эффективнее определять срок службы батареи по ее стоимости. Бюджетные накопители энергии, отработавшие 3 года и более в условиях российской действительности, вероятнее всего полностью растратили свой эксплуатационный ресурс. Можно еще попользовать батарею, подзаряжая ее в течение года от внешнего зарядного устройства, но в мороз такой источник питания будет разряжаться быстро и полностью. Проверять пусковой ток на подобных аккумуляторах имеет смысл, если они отработали лишь 1,5-2 года из 5-6, заявленных производителем.

Важно помнить о зависимости фактического тока от сопротивления, присутствующего в сети. Стартер берет столько тока, сколько может по закону Ома. Поэтому приобретать батареи слишком высокой емкости нет смысла. А вот если аккумулятор не дает необходимого тока, то в цепи возникают проблемы и увеличивается значение внутреннего сопротивления АКБ.

Значение актуальности и точности измерений

Если в надежности аккумулятора есть сомнения, можно использовать тестер для измерения тока холодного пуска мотора. Сразу необходимо заметить, что результат замеров будет отличаться от заводского значения, т.к. не соблюдены все условия. Если собственник авто хочет получить максимально объективную информацию, надо создать оптимальные условия тестирования:

  • Температура среды -18°С;

  • Секундомер для четкой фиксации времени теста (10 сек или 30 сек) - зависит от стандарта (EN или DIN).

Тестеры, выпущенные разными изготовителями, могут давать разный результат измерений. Пример - значение пускового тока, который измерялся устройствами «Автоэлектроника» Н-2005 и Bosch BAT-131, отличаются в 100 Ампер. Из этого следует, что необходимо допускать % погрешности.

Важно: если батарея уже изношена, тестирование пускового тока может ускорить ее естественную «кончину». Технологически проверка схожа с процессом вращения стартера при малом сопротивлении обмоток.

Чтобы не сокращать эксплуатационный ресурс своей аккумуляторной батареи, специалисты рекомендуют предварительно провести проверку всех цепей нагрузки в машине. Если генератор нормально функционирует, коротких замыканий в сети нет, стартер хорошо крутит от внешней батареи, тогда можно начинать непосредственно само измерение пускового тока АКБ с помощью специального тестера.

Возврат к списку