Самостоятельно меняем электролит в АКБ
Конструктивные характеристики
Все аккумуляторные батареи по своей конструкции практически одинаковые. В корпусе находятся шесть банок, содержащих каждая по паре пластин. На отрицательно заряженных пластинах нанесена активная паста с содержанием пористого вещества - оксида свинца.
Погружены пластины в жидкую серную кислоту и оснащены специальными сепараторами для предотвращения коротких замыканий, возникающих из-за разрушения структурных элементов активного вещества. Объединенные в ячейки пластины должны генерировать суммарное нормативное напряжение в 12,6 Вольт.
Когда АКБ разряжается
Когда источник питания разряжается, запускается химическая реакция с контактом свинца с пористым наполнителем, с активными ионами серной кислоты. Результатом этой реакции становится образование сульфата свинца и воды. Водные пары при воздействии высокого тока в течение длительного периода времени испаряются.
Побочный эффект протекающей реакции - рост потенциала между аккумуляторными выводами, в случае замыкания бортовой цепи образуется электрический ток, когда электроны с «+» зарядом начинают двигаться в сторону наименьшего сопротивления - к клемме со знаком «-».
Принцип зарядки батареи
Подключение к зажимам внешнего источника энергии активизирует обратный процесс, т.е. протекает реакция по восстановлению металлического свинца, кислоты и диоксида свинца до необходимых параметров. Но до исходных характеристик в силу неидеальных условий среды электролит не доходит.
В электролите остается часть невостребованных элементов, вследствие чего происходит снижение концентрации кислоты и эффективности работы аккумулятора. В подобных ситуациях необходимо восстановление АКБ. Причем данное действие актуально не только по отношению к первым сурьмянистым моделям накопителей энергии. Батареи с пластинами, легированными кальцием, также подвержены описанным реакциям, правда, в силу конструктивных особенностей и применяемой при изготовлении технологии в более легкой форме.
Объем и состав электролита
При производстве АКБ используется электролит, который обладает схожими с общим стандартом составом. Он должен соответствовать ГОСТу 667-73 в отношении серной кислоты и ГОСТу 6709-72 - применительно к параметрам дистиллированной воды. Традиционное соотношение компонентов следующее: 1/3 кислоты и 2/3 дистиллята. К качеству воды предъявляют высокие требования - для функциональной работы аккумулятора она должна быть лишена любых примесей.
Важный показатель автомобильного электролита - плотность. По характеристикам этого параметра можно судить о текущем состоянии источника питания. В исправном состоянии АКБ способна отдавать максимальный ток и плотность электролита составляет 1,23-1,4 г/куб. см.
Для точного определения состояния аккумуляторного электролита можно производить замеры плотности, делать это лучше всего при +25°С. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем меньшая плотность будет у рабочей среды батареи. При несоблюдении температурного режима надо использовать таблицу поправок. Пример: если температура воздуха повышается до +46°С, к номинальному значению плотности 1,23 г/куб. см прибавляется 0,02 г/куб. см. В итоге получается, что в зимние месяцы плотность электролита уменьшается, а в теплое время - увеличивается.
Правильная замена электролита
Стоит сразу оговориться, что не всегда после замены электролита разрешаются все проблемы с работоспособностью АКБ. Данная процедура поможет только в том случае, когда пластины не начали разрушаться и на решетках не выпал белый налет - признак сульфации. Данные последствия всегда связаны с несколькими циклами глубокого разряда накопителя энергии.
Сам процесс по замене электролита в батарее технологически несложный, состоит из последовательно выполняемых действий:
-
Снять батарею, так это будет удобнее. Ведь на месте менять электролит можно лишь с помощью трубки малого диаметра (содержимое надо отсасывать наружу). Снятую АКБ проще положить на бок, чтобы слить отработанную жидкость;
-
Когда банки опустошены, их надо тщательно промыть с помощью дистиллированной воды. Залить и слить - 2 раз будет достаточно, также эта процедура помогает измерить объем емкости;
-
Непосредственно сама заливка электролита и воды. Уровень определяется состоянием пластин - они должны быть полностью погружены в жидкость;
-
Выжидание от 2 до 3 час до полного насыщения пластин;
-
Подключение АКБ к зарядному внешнему устройству с током не выше 1А на 2 или 3 дня;
-
Проверка плотности или стабильности выходного тока. Для этого используют нагрузочную вилку, а на машине включают фары дальнего света. Уровень напряжения не должен сильно упасть, незначительное проседание допустимо.
Если аккумуляторная батарея после проверки быстро разрядилась, то необходимо повторно подключить ЗУ на меньший срок с более высоким током. Важный момент: старые модели АКБ оснащены откручивающимися пробками, в новых - прикрыты планкой. Визуально не определяются, но они находятся на своем месте. Планка может находиться под наклейкой, ее надо приподнять и отыскать пробки для скручивания отверткой.
Описанный алгоритм несложен, поэтому поменять электролит в источнике питания можно своими руками