Самые распространенные неисправности, причины и правила ухода за АКБ
Накопитель энергии для автомобиля - технически сложное устройство, которое периодически разряжается и часто выходит из строя. Большая часть неисправностей относится к неграмотной эксплуатации машины. Самые популярные причины отказа АКБ - нарушение цикличности зарядки/разрядки, механическое повреждение пластикового корпуса, неполадки в бортовой электроцепи и др.
Обзор основных неисправностей аккумуляторных батарей
Протекание в АКБ электрохимического процесса лишь в теории отличается обратимостью и возвратностью. В реале же внутри корпуса аккумулятора проходит цепочка необратимых реакций, вызывающих разрушение активного вещества пасты и электродов, засорение электролита.
На снижение эксплуатационного ресурса накопителя энергии оказывает влияние ряд внешних факторов:
-
Увеличение саморазряда;
-
Выпадение сульфата свинца на пластины, приводящее к увеличению сопротивления АКБ;
-
Короткое замыкание между пластинами вследствие осыпания активного вещества;
-
Полюсное изменение;
-
Окисление на токовых выводах;
-
Нарушение целостности корпуса.
Рассмотрим каждый вид поломки немного подробнее.
Почему возрастает саморазряд
Проблема высокого уровня саморазряда присуща больше сурьмянистым батареям, намного реже - гибридным моделям. Но в той или иной степени предрасположенность к появлению именно этой неисправности есть у каждого накопителя энергии. Производители должны придерживаться определенных стандартов и норм. Так, новый аккумулятор, который изготовлен строго по технологии, теряет каждые сутки до 0,5% своего нормативного заряда. Данная величина относится к сурьмянистым АКБ. Гибридные источники теряют до 0,3%. Практически всеми производителями сохраняется уровень снижения емкости на уровне 20% - за 12 мес.
Когда батарея теряет от 1 до 1,5% ежесуточно, это свидетельствует о явной неисправности. Ситуация требует немедленного реагирования. Причины, по которым развивается увеличенный саморазряд аккумуляторов:
-
Снижение показателя внутреннего сопротивления, вследствие чего накопитель сам разряжается;
-
Восполнение объемов жидкости не дистиллированной водой;
-
Попадание в корпус металлического мусора.
С каждым последующим годом использования аккумулятора увеличивается % саморазряда. Повлиять на развитие процесса сложно. На сурьмянистых и гибридных моделях можно поменять электролит и долить дистиллированной водой до нужного уровня. Таким способом производится восстановление емкости устройства.
Как образуется сульфат свинца на пластинах
Одной из проблем с работоспособностью аккумуляторов становится сульфатация пластин. Данный этап входит в цикличный ритм работы накопителя, изначально он является обратимым при начале заряда. Но несовершенство условий эксплуатации аккумулятора и материалов при его производстве приводят к тому, что растворения сульфатов свинца не происходит. Образованное вещество нарастает на пластинах слоями, частично изолируя их и сокращая генерируемый ток по причине уменьшения активной площади элементов.
Проблема возникает по причине того, что сульфат свинца не может раствориться в кислоте. Выпадение этого химического соединения на пластины вызвано чаще всего следующими причинами:
-
Снижение уровня электролита после испарения воды;
-
Длительное пребывание батареи на морозе;
-
Неполный заряд аккумулятора, связанный с не долгими переездами на небольшие расстояния;
-
Изменение удельного веса воды в рабочем растворе.
Определить сульфатацию пластин АКБ можно по нескольким признакам. Первый - подключение внешнего источника энергии к батарее вызывает образование высокого напряжения на клеммах, вызванное высоким сопротивлением пластин. Второй признак - быстрая зарядка батареи и быстрое сокращение плотности сразу после завершения заряда. Индикатором напряжения автовладелец самостоятельно может измерить амплитуду показателей.
Когда аккумулятор поражается кристаллическим сульфатом свинца, обнаружение данного явления на ранней стадии позволяет частично восстановить накопитель. Для этого утраченный вследствие испарения объем воды необходимо восполнить дистиллятом. Далее поставить устройство на зарядку 5%-ным от номинального значения током длительностью не менее, чем на 7 час.
Можно воспользоваться старым и проверенным методом восстановления пластин, покрытых сульфатом. Батарея глубоко разряжается, после чего подключается внешнее зарядное устройство с обратной полярностью для того, чтобы изменить направление движения электронов и воздействия малыми токами на протяжении от 1 до 2 час. После этого внешний накопитель переподключается как правильно, и выставляется 10% от номинального ток, время зарядки - длительное.
Как между пластинами АКБ происходит короткое замыкание
Осыпающаяся с электродных пластин активная паста часто становится причиной короткого замыкания. Предпосылкой к этому является критическое нагревание электролита, которое сопровождают обильные испарения. О том, что внутри устройства произошло КЗ, можно по сокращению емкости источника питания и падению напряжения ровно на 2,1В.
Короткое замыкание может вызвать сильная тряска автомобильного кузова и вместе с ним - аккумуляторной батареи. Также чреваты зарядки АКБ от самодельных ЗУ, в которых отсутствует контроллер напряжения заряда и тока. Все это в комплексе приводит к длительному повышенному напряжению на клеммах, что в принципе технологически недопустимо. Восстановлению такие аккумуляторы не подлежат и единственный выход - приобретение новой батареи.
Почему разрушаются контакты на токовых выводах
Когда электролит выдавливается из батареи, клеммы покрываются бело-зеленым налетом. При взаимодействии серной кислоты кислородом происходит активное разрушение выводов. Если водитель не устраняет данную проблему, провода просто отгнивают и отваливаются.
Ремонтировать АКБ с окислившимися клеммами можно, для этого налет своевременно удаляется. Счищать лучше щеткой по металлу, имеющей мягкую щетину, которая не сильно будет царапать поверхность металла. Чтобы обеспечить дополнительную защиту токовых выводов, они обрабатываются специальными контактными смазками. В результате нанесения образуется тонкая антикоррозийная пленка, отталкивающая воду в чистом и парообразном виде.
Иные неисправности
Когда владелец машины обнаруживает, что аккумулятор поврежден, необходимо как можно скорее снять устройство и заменить его новым. Причина повреждения может быть любая - удар, падение или толчок.
Важно: утечка аккумуляторного электролита является источником повышенной опасности для всего автомобиля! Кислота способна растворять практически все материалы, за исключением резины.