Типы аккумуляторов: WET, GEL и AGM аккумуляторы для автомобиля и производства
На современном производстве всегда используется вспомогательное оборудование, такое как подъемники, грузовые платформы, погрузчики и многое другое. Такие устройства работают за счет электричества, для этого на них устанавливаются специальные тяговые аккумуляторы. Они практически идентичны стартерным по конструкции, но отличаются от них емкостью и пусковым током. Такие аккумуляторы способны выдавать большие токи намного дольше, чем стартерные модели. Они спроектированы таким образом, чтобы выдерживать работу при потреблении тока от 5 до 50 ампер, поэтому имеют иной состав активной пасты и увеличенные габариты электродов.
Виды тяговых и стартерных батарей
На рынке есть множество моделей тяговых и стартерных аккумуляторов, но рассматривать стоит только те модификации, которые встречаются чаще всего. Все они являются свинцово-кислотными источниками питания, которые работают за счет необратимых химических реакций, но каждая из них имеет важные особенности в конструкции и составе.
Основа и у тяговых, и у стартерных АКБ одна: они имеют две пластины, плюс и минус, вместо минусовой могут быть использованы решетки электродов. На положительный контакт наносится двуокись свинца – это активная масса, которая позволяет восстанавливать заряд батареи. Отрицательную решетку заполняют свинцом, в котором накапливается заряд.
Все аккумуляторы, которые используются сегодня на рынке, можно разделить на три группы:
-
WET – классические аккумуляторные батареи, электролит в них находится в жидком виде.
-
AGM – усовершенствованный вариант АКБ, в котором жидкий электролит заменили на абсорбирующие маты, пропитанные растворов электролита.
-
GEL – электролит в таких аккумуляторах находится в гелеобразной форме.
На каждой из этих модификаций аккумуляторов стоит остановиться более подробно.
WET-аккумуляторы
Это самая большая и пока еще самая популярная категория для автомобильных стартерных аккумуляторов, а также для большинства тяговых моделей. Это классический вариант свинцово-кислотных батарей, внутри которых находится раствор электролита. В качестве диэлектрических проставок используются сепараторы. Минусовые решетки в таких АКБ могут быть как штампованными, так и литыми. Современные варианты WET-аккумуляторов основываются на легировании кальцием и другими добавками. Произведенные по кальциевой технологии батареи дольше служат и меньше нуждаются в обслуживании.
Более дешевые варианты легируются сурьмой, в самых дорогих модификациях помимо кальция применяется серебро. Такие добавки позволяют увеличить ресурс работы аккумулятора, сделать его более надежным и безопасным. В современных моделях АКБ используются сепараторы из волокна. Решетки нередко производят при помощи ковки, а состав активной массы постоянно дорабатывают для улучшения характеристик батареи.
Отдельно в этой категории выделяются аккумуляторы по EFB-технологии. Они подходят для автомобилей, работающих по системе «Старт-Стоп». Эта технология значительно увеличивает количество циклов разряда и заряда, которые может перенести батарея. При разряде до 80% такой аккумулятор можно подзаряжать заново более 450 раз. Срок службы EFB-аккумуляторов составляет до шести лет.
Преимущества WET-аккумуляторов:
-
Доступная цена. Самые недорогие аккумуляторы российских брендов можно приобрести за 2-3 тысячи рублей, а проработает батарея не меньше трех лет.
-
При правильном уходе можно продлить срок службы на год. Для этого нужно регулярно подзаряжать АКБ и восстанавливать объем электролита.
-
Широкий выбор модификаций. Можно купить батареи с прямой или обратной полярностью, с разными типом клемм, корпусом для европейских или азиатских авто.
Неплохие характеристики.
Но есть у аккумуляторов с жидким электролитом и свои недостатки:
-
Небольшой срок службы, не больше 4-5 лет у большинства моделей.
-
В процессе работы могут испаряться вредные токсины.
-
Глубокие разряды отрицательно сказываются на состоянии батареи.
AGM-аккумуляторы
Автомобильные аккумуляторы по AGM-технологии – это более современный вариант батареи. Используются они преимущественно для водного транспорта, но в последние годы становятся все более популярными среди автовладельцев. Такие батареи имеют сравнительно небольшое количество циклов, которые могут перенести, но лучше отдают ток и могут работать в любом положении. Так как пластины постоянно контактируют с электролитом, то короткое замыкание в таких АКБ исключается. Батарея отдает большие рабочие токи, даже если перевернута вверх ногами.
Особая конструкция и отсутствие испарений позволяет продлить срок службы батарей. В зависимости от условий эксплуатации они могут прослужить до 10 лет и дольше. Пластины в таких аккумуляторах разрушаются намного медленнее. На рынке есть достаточно большой выбор модификаций аккумуляторов по этой технологии.
Основные преимущества аккумуляторов по AGM-технологии:
-
Средний срок службы больше, чем у жидкостных батарей, 7-9 лет.
-
Не выделяют в процессе работы вредных токсинов, поэтому более безопасны для водителя и окружающей среды.
-
Дольше сохраняют заряд, в том числе и при хранении.
-
Выдерживают до 700 циклов разряда и заряда.
GEL-аккумуляторы
Как и батареи по AGM-технологии, гелевые не имеют внутри жидкого электролита, но состав его совершенно другой. В качестве электролита в GEL-аккумуляторах используется смесь из оксидов кремния, которая отличается густой консистенцией. Это полностью исключает короткое замыкание между пластинами аккумулятора. В процессе работы электролит не испаряется и постоянно покрывает собой пластины. Даже без добавки легирующих компонентов такие батареи служат больше 10 лет.
Главный недостаток GEL-аккумуляторов – достаточно высокая стоимость.
Но есть и ряд неоспоримых преимуществ:
-
Конструкция максимально простая, практически не отличается от классических WET-аккумуляторов кроме состава электролита.
-
Срок службы составляет от 10 до 25 лет, в зависимости от условий эксплуатации.
-
Полная защита от вредных испарений и других факторов, протекание полностью исключено.
-
Выдерживает максимальное количество циклов заряда и разряда, при разряде до 80% выдерживает более 1200 циклов.
Какой аккумулятор стоит предпочесть
Рано или поздно практически каждый автовладелец встает перед выбором, какой из аккумуляторов предпочесть для установки на свой автомобиль. Устройство во всех типах стартерных аккумуляторов практически одинаковое, разница заключается только в легирующих компонентах и той форме, в которой находится электролит. Это может быть жидкость, гель или пропитанные раствором маты.
Главные отличия лежат в области технических характеристик АКБ и срока их службы. Самые долговечный вариант из всех представленных сегодня на рынке – это GEL-аккумуляторы. Но они также и самые дорогие: за те деньги, которые вы потратите на покупку гелевой батареи можно купить десяток аккумуляторов российских брендов. Каждый из них проработает по три года, что может оказаться выгоднее, чем покупать одну АКБ на 10-15 лет.
Какой же аккумулятор стоит выбрать для своего автомобиля? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Все зависит от приоритетов водителя. Если на первом месте для вас стоит вопрос затрат, то лучше предпочесть недорогие модели аккумуляторов российского производства. Но такие аккумуляторы в процессе работы требуют повышенного внимания и постоянного ухода. Для стабильной работы в течение пяти-семи лет можно приобрести WET-аккумулятор по технологии EFB. Эти батареи стоят не так дорого и демонстрируют неплохие рабочие характеристики. Их можно использовать в автомобилях с системой «Старт-Стоп». Также именно такие аккумуляторы часто применяют на производстве в роли тяговых благодаря их способности в течение долгого времени выдавать большие токи.
Самые важные параметры при выборе аккумулятора для автомобиля – это емкость и ток холодного пуска. По этим характеристикам батарея должна совпадать с той, что была установлена на автомобиль производителем. Если аккумулятор уже меняли, то сравнивать новую АКБ можно с тем, что стоит на машине в настоящий момент.
Подбор нового аккумулятора
Наш консультант лично подберёт аккумулятор на ваш автомобиль.